Известный испанский поэт, драматург и прозаик Лопе де Вега именовал Пласа-Майор «пупом страны». Принадлежит этот «пуп» части города, которую называют «Австрийским Мадридом». Соседками-площадями являются знаменитая Пуэрта дель Соль и Пласа де Ла Вилья.
Очутиться на Пласе Майор можно пройдя сквозь портал одной из десяти арок. В пределах площади разместились рестораны, бары, сувенирные лавки, книжные и другие магазины.
Центральной фигурой площади является монумент Филиппа Третьего. Изваяние заказал сам монарх еще в начале 17 столетия, работу выполнил итальянец Джамболонья. Изначально памятник установили в парке Каса де Кампо за пределами Мадрида, а по указанию Изабеллы Второй перенесли на Пласу Майор. Правда, на осуществление указа ушло 26 лет, и переехал монумент лишь в 1874 году.
Пласа Майор «одета» в стиле барокко и являет собой один из немногочисленных шедевров времен правления Габсбургов. Спроектировал Главную Площадь (так переводится ее название с испанского языка) Хуан Гомес де Мора. Строительные работы велись с 1617-1619 годы на территории старой площади дель Аррабаль. Аррабаль значит «пригород», на то время площадь действительно располагалась за стенами Мадрида, прямо за вратами Гвадалахары. С момента появления Пласы Майор торжественные мероприятия, праздники, коррида и иже с ними организовывались именно здесь. Хотя поначалу фасады зданий Пласы не отличались замысловатым декором, это с годами площадь становилась всё нарядней.
Почти все строения Пласы Майор поддерживались деревянными сваями, что служило причиной нескольких пожаров. Первый масштабный случился в 1631 году, его итогом стало пепелище на месте южной части. Но уже в 1672 году площадь загорелась вновь, на этот раз пострадала восточная Пласа. В ходе реконструкции все дома, формирующие пространство Пласы Майор, объединили, а первый уровень изрешетили арочными проемами. Дерево по возможности заменили камнем. Длилось восстановление шесть десятилетий, а закончилось в начале 50-х 19-ого столетия. Сегодня Пласа Майор предстает как раз в том виде, в каком ее возродил Вильянуэва.
Пространство площади (200х100 метров) ограничено четырехэтажными зданиями и галереями, которые сами по себе также являются достопримечательностью. Например, Каса де Ла Карнисерия и Каса де Ла Панадерия.
Последнее является ничем иным как булочной, возведенной в 1590 году. Правда, функционал ее был не совсем очевидным. Во время праздничных мероприятий балконы верхних этажей отводились для представителей правящей семьи и их приближенных, а в салонах проводились приемы. Несколько позднее в здание заехала Академия изящных искусства, следом Академия истории, а в наши дни здесь базируется городской архив. Конечно же, нутро Панадерии отличается роскошными интерьерами. В королевской зале и сегодня можно увидеть старинные фрески, созданные творцами различных времен.
Каса де Карнисерия появилась напротив булочной, исходя из названия, здание являлось мясной лавочкой. Но во время различных зрелищ балконы и этого здания занимали знатные особы.
В целом к Пласе Майор обращено 477 балконов, представляющих своеобразный «зрительный зал», места в котором занимались в соответствии с положением в обществе финансовым благосостоянием. Помимо балконов, периметр площади застраивали трибунами. Таким образом, единовременно увидеть то или иное мероприятие могли 50 тысяч горожан.
Вообще, с Пласой Майор связано немало важных для страны моментов. Первым значимым событием стало причисление к лику святых Исидора, в связи с которым появился одноименный праздник, без которого не обходится не одно 15 мая. Казнь Родриго Кальдерона - секретаря монарха Филиппа Третьего, чье мужественное поведение перед лицом смерти породило фразу «горд, как Кальдерон на эшафоте». Здесь же полыхали костры святой инквизиции. А в 1623 году на Пласе Майор организовали одну из первых коррид, арену для которой украшал сам Гойя!
А с 1929 года каждое воскресенье на Пласу Майор приезжает огромный филателически-нумизматический базар. Исключением являются рождественские праздники, в это время рынок ориентирован исключительно на новогодне-праздничную тематику.