Имеет статус федерального архитектурного памятника. Значится на страницах Красной книги ЮНЕСКО как один из красивейших европейских зданий вокзала.
Когда-то до Сочи можно было добраться только по воде, да и то исключительно в благоприятную погоду. На заре 20-ого столетия проложили шоссе, связавшее Новороссийск и Сухум, а после образования в 1909 году так называемой «Кавказской Ривьеры», решено было строить и железнодорожную магистраль, ведь желающих попасть в курортную зону было немало. Работы велись с 1914 до 1917 года, Гражданская война затормозила процесс развития ж/д-сообщения, более того, уже проложенные рельсы и шпалы стали непригодны для эксплуатации.
«Реабилитация» началась в 1920 году, первое вокзальное строение появилось еще в дореволюционный период рядом с рынком и морским вокзалом, в «сердце» Сочи. В 1934 году пассажиропоток превысил возможности априорного здания, так появился новый вокзал, в котором поместились не только все желающие гости города, но и кассы, а также залы ожидания. Современный облик вокзала – результат еще одной перестройки 1951 года, проект которой разработал Духин.
Основное белоснежное здание вокзала протянулось на 145 метров, ширина его варьируется от 30 до 50 метров, оно включает три яруса. К нему прилегает обзорная башня, увенчанная шпилем со звездой, достигающая 55 метров в высоту. Башенные часы в диаметре равны 5 метрам. Циферблат декорирован символами зодиака.
Три внутренних дворика выполнены в разной стилистике, в их пределах разбиты небольшие сады, оборудованные фонтанами и украшенные скульптурными композициями.
Вокзальное нутро соткано мрамором, лепниной, плафонами с росписью, дубовыми столярными изделиями. После реконструкции 1998 года залы стали еще комфортабельнее, появились мягкие кресла, точки питания, офисный центр с Интернет-соединением и копировальной техникой. В построенном рядом здании открыт медицинский кабинет, есть номера для комфортного ожидания пассажиров-инвалидов и путешествующих с детьми.
К вокзальному комплексу относятся железобетонные платформы, протянувшиеся на 1080 метров, их ровно три. А также – тоннель для пассажиров, оборудованный четырьмя выходами и котельной. Вокзал вкупе с багажным отсеком занимают 0,6 гектара. К станции прилагаются 9 подъездных путей и 2 дополнительных, из них 5 являются пассажирскими.
Около вокзала действует сочинский Центральный рынок.
К Олимпиаде-2014 возвели новый вокзал, он и стал новыми «Воротами Сочи». А «Врата» старые остались одной из первых достопримечательностей, с которой встречаются гости курорта.