Храм, который видят сегодня жители и гости Праги, является третьим из стоявших на этом месте зданий. Тын – это ограда, вокруг участка земли, на котором купцы со всего света имели право переночевать – своеобразная резервация при таможенном пункте. Первое строение в романской стилистике появилось здесь в 11-ом столетии – в нем-то и разместились княжеские таможенные чиновники, а рядом построили маленькую гостиницу для заморских торгашей. Затем здание заменили другим, на этот раз в стиле ранней готики (это случилось в 13-ом столетии), ну а после его сместил Тынский костел.
Основание храма пришлось на медиану 14-ого столетия, строительство стартовало в конце правления Яна Люксембургского с подачи его сына Карла. В некоторых деталях строения прослеживаются веяния архитекторов Арраса и Парлежа: пресвитерий, северный портал, завершения окон основного нефа и окно в 28 метров! На закате 15-ого столетия всё было как сейчас, правда, без башен, кровли и фронтона.
Когда в стране бунтовали гуситы, костел перешел в руки сторонников Гуса, а с годами превратился в основной городской храм для «чашников». В 1427 году священником назначают Яна Рокицана (после он был в храме и погребен).
Как же появилась кровля? Гуситские войны канули в лету, а дерево, предназначенное для кровли, ушло на постройку виселиц для последнего гетмана гуситов Яна Рогача и полсотни его последователей. Зигмунд казнил их прямо на Староместской площади. Через два десятка лет аналогичные бревна нашлись, но нужны они были на создание трибун в честь свадебного торжества короля Ладислава Погребека с принцессой Магдаленой из Франции. Но жених умер еще до свадьбы, и дерево досталось храму.
Достраивали костел и при Георгии Подебрадском, тогда появились северная башенка и фронтон центрального нефа, где поместили изваяние «гуситского короля», а над ним калих в позолоте. Статую короля заменили на мадонну руки Бехтелера, из чаши (калиха) сделали для нее лучистый ореол. Южная башня появилась в начале 16-огостолетия, высота обеих башен равна была 80 метрам. В прошлом у строителей не было таких удобств как в наше время, им приходилось сооружать временные помосты. Но какая искусная работы получалась в итоге!
Без пожара не обошлось. В 1679 году храм вспыхнул, неф после этого пустился ниже, перекрытие «оделось» в стиль барокко. От пытливого взгляда не ускользнет разница в толщине башен.
В целом, костел являет собой базилику с тремя нефами и двумя башнями у фасада с западной стороны, а также тремя хорами, которые венчают нефы с восточной части. Теперь высота башен равна только 70 метрам. Если совсем по-простому – костел является типичной просторной галереей в стиле готики, ренессанса и раннего барочного направления в искусстве. Портал со стороны Тынской улицы интересен тем, что представляет образчик парлержовского искусства финала 14-ого столетия. Здесь есть тимпан, иллюстрирующий житие Христово. Оригинал этого тимпана содержится в стенах национальной галереи. В интерьерном лане базилика также типична: большой средний неф и два боковых поменьше. Представляет интерес убранство: древнейшая в Праге купель (1414 года), готические лавки и кафедра (15-е столетие), статуя Мадонны, полотна Чермака и др. Помимо купели в стенах Тынского храма находится и старейших в городе орган.
С 1973 года здание капитально реконструировалось, медленно (финансирование виной), но верно. В наше время завершается обновление интерьеров.