Федор Пастухов , Норвегия
Каждое лето с семьей ездим по Европе. Германия, Франция, Италия, Испания и пр. В 2008 г. задумали посетить Скандинавию. Решили поехать сокращенным составом - мы с женой и маленький сынишка. Определились с датами, открыли Шенген. Несколько дней составляли маршрут поездки, изучали в Интернете основные города, где хотели бы остановиться. Отели забронировали только в начальной и в конечной точках маршрута, три дня в Гамбурге и два дня в Стокгольме. Между ними, почти две недели - «свободное плавание». Также, через турфирму, забронировали каюту на паром из Швеции в Финляндию и место для автомобиля. «Живого» человека, который бы там был, что-то видел, что-то знал, встретить не удалось и маршрут пришлось составлять по путеводителям с красивыми картинками и по информации из Интернета. Но, тем не менее, все получилось наилучшим образом.
Оставалось решить еще одну задачу-Автомобиль. Наши соотечественники придумали и широко используют новый вид автомобильного туризма. Это когда автомобиль покупается на Западе или на Востоке и приезжает в Новосибирск. При этом особенность нашего города такова, что почти всё здесь стоит дороже, в том числе и автомобили. Поэтому, купив автомобиль, допустим в Европе, и продав его в Новосибирске можно оправдать и дорогу, и отдых с семьёй и подарки близким. Самоокупаемый отдых. Так ездят на Дальний Восток, Японию, Европу. Главное немного опыту. Опыт у меня был.
До поездки остаётся примерно месяц. Надо поторопиться с выбором. И, чтобы уж совсем всё было грамотно, решил купить машину в Америке на аукционе. Так оно дешевле. Дело знакомое. Обычно автомобиль с Америки на Россию приходит в Финляндию, там, у финнов, всё налажено, в отличие от Санкт-Петербурга. В моем случае заказал отправку автомобиля из Америки в Германию, в город Бремерхафен. Так как Германия стартовая точка путешествия. Взял Lexus RX330. Надёжная машина для таких поездок. В общем, подготовка заняла какое-то время. Главное надо было всё согласовать по срокам, чтобы не было задержки с отгрузкой авто. Когда получил уведомление, что всё идет по расписанию, на душе стало легче, начали собирать чемоданы. И, 23 июля 2008 года, сели и полетели, сначала в Питер и, через два часа, в Гамбург.
В самолёте разговорились с семьей из Омска. Они покупают автомобиль в Германии и едут в Париж, в Диснейленд, потом домой. Не одни мы такие хитрые.
Долетели без приключений. В Гамбурге аэропорт рядом с городом, на такси доехали до отеля – «Граф Молтке». Номер довольно просторный, с единственным на весь отель балконом, с которого открывается вид на суету на площади. Здесь же, на площади, остановка экскурсионных автобусов с наушниками на русском языке. Покупаешь билет и можно ездить хоть целый день с разными остановками. Купили, поехали, послушали, посмотрели. Гамбург крупнейший морской порт Германии, хотя до моря здесь километров сто. Океанские корабли заходят в устье реки Эльбы. Как и в любом портовом городе одна из местных достопримечательностей - квартал «красных фонарей», который обеспечивает солидные налоговые поступления в бюджет, а город обеспечивает ему рекламу. Погуляли, покатались на кораблике, попили пива, поели сосисок, опять погуляли, купили сувениров, колбасы, сыра и расположились ужинать у себя на балконе, смотреть на вечерний город. Для первого дня достаточно. Пульт от телевизора ребёнку давать не желательно, по двум каналам откровенная порнуха, для Германии это в порядке вещей. Завтра мне ехать получать машину, а семья ёщё пару дней осматривает красоты Гамбурга.
Рано утром, после «континентального» завтрака, сразу на ж/д вокзал. Минут двадцать вникал в расписание поездов и премудрости автомата по продаже билетов. Вроде получилось, сел в поезд с пересадкой в Бремене, правда, как потом объяснил контролёр - вместо обычного вагона в вагон мягкий, повышенной комфортности, но это мелочи. Доехал благополучно. С вокзала Бремерхафена позвонил в транспортную компанию, сказали, что за мной подъедут. Почти во всех компаниях, занимающихся продажей автомобилей, есть русскоговорящие сотрудники, так как выходцы из СССР основные покупатели. Приехал приятный молодой человек - Алексей, когда-то закончил Томский универ, по образованию биолог. Сейчас уже пять лет в Германии, торгует автомобилями. Пока ехали до порта, немного рассказал о городе и о своей жизни, «обрадовал», что за один день оформить документы не удастся, только завтра. По немецким законам машина должна пройти техосмотр, только после этого выдают транзитные номера. Если бы немец проходил подобную процедуру в России, он бы на второй неделе общения с нашими органами выучил русский язык. Здесь же от меня требуется только расписаться в разных бумажках, всё остальное делает брокер за небольшие деньги.
Последние минуты, которые отделяют от встречи с автомобилем, самые волнительные. Сейчас станет ясно, что «за кота в мешке» ты купил. При получении машины купленной по фотографии, чувства разрывают и переполняют. Не знаю, как там, в казино, но здесь адреналин захлёстывает. Тем более, когда от этого зависит дальнейшее путешествие.
Автомобиль оказался в нормальном, вполне приличном состоянии. Чистый, без вмятин и царапин, пробег порядка 60тыс миль - всё как в описании. Завтра документы должны быть готовы и можно будет ехать, а пока, Алексей довёз меня до отеля. Номер с душем, телевизором и с завтраком стоит всего 30 евро. Потом нам таких цен больше не попадалось. Пешком обошел пол города. Много интересного. Здесь большой порт и верфь, где строят большие знаменитые корабли. Один из символов города, самый красивый парусник «Крузенштерн». Здесь он был построен, потом в 1945 Россия забрала его как трофей. Каждый год, когда он приходит сюда, устраивается всенародный праздник. Наши моряки желанные гости. В 8-9 вечера жизнь в городе замирает, всё закрывается. Всем спать.
На другой день Алексей заехал часам к 12 дня, раньше моего участия не требовалось. Автомобиль прошел основательный техосмотр, здесь как попало, ничего не делается, всё по-настоящему. На одном колесе, если очень долго присматриваться, обнаружился какой-то намёк на грыжу. Инспектор требует заменить колесо, и всё бы ничего, взять да переставить запаску, она такая же, полноразмерная, на литье, но есть одно маленькое но. На каждом колесе «секретка», а головки, с помощью которой их можно открутить, в машине нет. Всё обыскали. И в других лексусах, что рядом на стоянке, таких гаек нет. Пришлось вспоминать, что секретки можно открутить при помощи китайского крестообразного «балонника». Съездили, купили, открутили, и наконец-то получил документы, страховку и транзитные номера. А так, с учётом того, что завтра суббота, можно было загрустить до понедельника. Незнакомая машина таит в себе массу сюрпризов, приятных почти не бывает.
Распрощался с немецкими товарищами, сверился с картой, заправился и поехал. По европейским дорогам ездить легко, всё написано на дорожных указателях, на разметке, главное внимание.
Дорога до Гамбурга заняла часа два. К вечеру заехал в город, ближе к центру остановился посмотреть, где наш отель, оказалось он рядом на соседней штрассе. Подъехал к гостинице, жена и сын радостно машут с балкона. Осмотрели машину, поседели, прокатились по городу и поставили рядом на парковку. Вечером отужинали в ресторане, под скрипочку - отметили покупку. Цены в среднем новосибирские или дешевле. Завтра в дорогу, в Данию, в Копенгаген - в страну развитого животноводства, а особенно свиноводства.
Маршрут наметили с вечера, позавтракали, сложили вещи и поехали. За окном мелькает немецкая чистота, аккуратность, пунктуальность и прочие достоинства, до Дании километров двести, по автобану это быстро. Границу между странами можно не заметить, стоит указатель, да меняется разметка - по середине разделительная становится ребристая, когда наезжаешь на неё сразу становится понятно. Поля кругом желтые, цветущие и до самого горизонта всё уставлено ветряками. Уже почти половину электроэнергии им даёт не Газпром, а ветер. Первая плановая остановка в Дании это - Леголенд. Он расположен недалеко от городка Биллунд, что примерно 250 км от Копенгагена. Не доезжая до точки километров десять, машины выстроились в длинную очередь. Возле самого парка огромное поле, как аэродром, заставлено автомобилями, так много желающих. Оставили машину и минут десять шли пешком до входа в царство Лего. Билеты примерно по 1тыс. руб.
Полно разного иностранного народу, почти все с детьми. Всё здесь сложено из кубиков Лего, целая страна. Слоны, зебры, фламинго в натуральную величину, копии чудес света, европейские столицы в миниатюре, плавающие корабли, ездят трактора и машины - всё из конструктора. Также обычный набор аттракционов - горки, карусели, сплав на плотах, паровозики и много всего такого. Территория парка довольно большая. Есть гостиницы, так как многие приезжают на несколько дней. Везде приходится минут по десять стоять в очереди, есть хот-дог стоя, так как в ресторанчиках всё забито. В магазине сувениров подарки и конструкторы дороже, чем в обычном супермаркете и чем у нас в России. Тем не менее, все покупают. Наглядный пример как идея деревенского затейника выросла в многомиллионный бизнес. Часа через четыре мы находились, наразвлекались, надо ехать дальше. В сравнении с другими парками развлечений в Испании, Италии, Франции, Леголенд конечно же попроще, и если ребенок не фанат конструктора, то можно и проехать мимо. К тому же дальше, в Копенгагене, прекрасный парк Тиволи.
Едем дальше по 20-й дороге. Опять за окном мелькают чистенькие, ровненькие датские поля да ветряки. Копенгаген расположен на острове Зеландия (не перепутать с Новой Зеландией) и попадают туда или на пароме или по самому большому мосту в Европе. Мы поехали по мосту. Мост конечно впечатляет. Движение по четыре полосы в каждую сторону, плюс железная дорога, и высота такая, будто летишь на самолете. Есть смотровая площадка, где всё это можно сфотографировать. Деньги за проезд берут на противоположной стороне, порядка 40 евро с легковой, на пароме дешевле, но дольше.
К вечеру, часов в восемь, доехали до столицы Дании. Надо определиться с гостиницей. По указателям держим путь на центр города, где, недалеко от ратушной площади, останавливаемся под вывеской «отель Аскот». На пальцах и на ломаном английском спрашиваем комнату на два дня. Места есть. За трехместные апартаменты (комната с кухней) с завтраком плюс стоянка машины во дворе отдали порядка 110 евро в сутки. Расположились, разложили вещи, переоделись к ужину и пошли на прогулку.
Рядом ратуша, парк Тиволи, пешеходная улица Стрегет, ж/д вокзал, в общем центр. Выпили кофе на площади, прогулялись и усталые, но довольные пошли спать.
На другой день обширная культурная программа. Копенгаген древний город и здесь много интересного. С ратушной площади попадаешь на самую длинную и разветвленную в Европе пешеходную улицу Стрёгет, с бесчисленными магазинами, сувенирными лавками, кафе и толпами туристов. Часто встречаются русскогорящие группы, возле которых можно послушать экскурсовода. Дошли до новой королевской площади, на которой, в этот день, чествовали участников континентального автопробега Хельсинки-Париж. Автомобили годов пятидесятых, типа фольцваген жук, Ситроены, трабанты и пр. Попробовали рыжеволосому финну рассказать про наш маршрут, да он без глобуса не понимает. Дальше посмотрели на домик сказочника Андерсена, который здесь в большом почете. Красивый дом, на берегу красивого канала. Осмотрели смену караула у королевского дворца, где гвардейцы в папахах, штаны типа спортивные, и маршируют невпопад. Дальше долго шли по берегу до Русалочки. Не большая такая скульптура на камне, не далеко от берега, один из символов города. Вокруг толпы туристов желающих сфотографироваться. Пока дошли обратно до отеля, с посещением многих магазинов, сильно утомились и только пиво с курицей гриль и тихий час помогли восстановить силы.
Рядом расположен парк развлечений «Тиволи». Основан больше 150 лет назад, он считается самым первым парком аттракционов. На сравнительно небольшой площади размещено множество самых разных развлечений, и горки и тарзанки, и прыгалки, и леталки. На многих ограничение по росту- не ниже 1м40см, а у ребёнка 1м20см, так что годика через два надо приехать. К вечеру парк плавно становится открытой концертной площадкой с множеством кафе, ресторанов, с выступлениями оркестров, певцов, и всё это, в сочетании с разноцветной подсветкой, очень красиво. Работает парк допоздна и к ночи отдыхающих только прибавляется. На сегодня культурная программа окончена, завтра отчаливать в Швецию.
На другой день двинулись дальше. По дороге решили заехать в Кронборг, замок Гамлета, что недалеко от города Хельсингор, от сюда до Швеции 4км на пароме. Замок большой, один из самых больших в Европе. Раньше здесь жили короли, Шекспир поселил сюда Гамлета, с тех пор здесь его призрак. Во внутреннем дворе замка устроена театральная сцена, на которой артисты со всего мира могут замахнуться на пьесы Вильяма, нашего, Шекспира. Туристы со всего мира идут нескончаемым потоком. Походили по залам и подземельям, посмотрели пушки на берегу, подкрепились сухим пайком на лужайке и поехали искать дорогу на паром. Причал, где каждые полчаса отходят паромы, рядом. Погрузка происходит просто и понятно. Корабль не очень большой, но на нем есть и кафе и магазинчики, где можно скоротать тридцать минут перехода. Также можно обменять деньги, евро на датские, шведские или норвежские кроны, можно проштамповать чеки такс-фри, граница все-таки.
Вот мы уже на шведской стороне в городе Хельсинборг. Природа начинает меняться. Вместо датских лугов появляются озера, реки, лес и камень. Проезжаем мимо Гетеборга. Интересный город, судя по путеводителю, но на остановку нет времени, надо к вечеру проехать 400 км. до Осло. По дороге иногда встречаются ретроавтомобили, ездить на них считается круто. Чем ближе к Норвегии, тем острее ощущаешь, что сейчас пик туристического сезона. Автомобили с номерами разных европейских стран и прибалтийских республик идут довольно плотным потоком. Едут целые караваны домов на колёсах с разными прицепами, на которых катера, велосипеды, байдарки, квадроциклы и даже разборный самолет. Видимо сказывается отсутствие дач у европейцев, вот и приходится им «бедным» строить дороги, отели, туристические маршруты и ездить друг-другу в гости.
В Осло столкнулись с отсутствием свободных номеров в отелях. Хорошо, что у них единая база о наличии мест и они подсказывают в какой отель стоит поехать. Только в третьем по счету, нам сказали, что через час номер освободится и нас заселят. Номер небольшой, со скандинавским дизайном. Сильно развеселило, когда добавочная кровать выпадывает из шкафа, а раковина лёгким движением руки, превращается в душевую кабину (только горничная помогла нам в этом разобраться).
Осло небольшой современный город и нисколько не похож на столицу. Самое тусовочное место - набережная в порту. Здесь всё заставлено столиками кафе на берегу и на корабликах на воде, и народ фланирует туда потом обратно. Много современных зданий из стекла и металла с очень продвинутой архитектурой. Много скульптур, которые стоят везде, и на тротуаре среди прохожих, и сидят на лавочках, и даже выплывают из воды.
Цены в кафе сильно отличаются от шведских, датских и тем более немецких. Всё значительно дороже. Осло самая дорогая столица мира. Только потом мы сообразили, что пить пиво в стране с сухим законом это роскошь. Алкоголь продаётся в специальных магазинах госмонополии в рабочие дни, в определённое время и покупать там банку пива по 250руб не сильно хочется.
Машину оставили ночевать на тротуаре возле гостиницы. Утром, после завтрака, под дворником обнаружили пластиковый такой конвертик (приятный на ощупь) с штрафом примерно на 110 евро внутри, за неправильную парковку. Штрафы редко доходят до Сибири, особенно, когда машина из Америки, на немецких транзитных номерах, нарушает что-то в Норвегии. С этого и суперкомпьютер зависает. Потом нам ещё пару раз подкладывали конвертики, но расплаты не последовало.
Сначала раздумывали, остаться в Осло еще на один день или поехать дальше. Сходили на экскурсию на смотровую площадку в крепость Акерхус, в порту, которая и положила начало городу. Прогулялись по старому городу. Следующая достопримечательность парк скульптур, где этих скульптур несколько сотен, где одна из известных «злой мальчик», которого постоянно воруют, а потом находят. Решаем ехать дальше, в Берген.
До Бергена километров 400, к вечеру должны быть там. Поехали по дороге №13. Не учли только одного - вокруг сильно красиво. Нескончаемой вереницей идут автотрейлеры с туристами, автобусы, немцы везут холодильники под рыбу на прицепах. Дорога вроде бы не узкая, но по населенным пунктам, и средняя скорость получается километров 40 в час. Да быстрее и не хочется. Часто останавливаемся, чтобы запечатлеть окружающую действительность, благо везде есть стоянки со знаком фотоаппарата. А кругом водопады, реки, горы, мосты, туннели. Дорога, то поднимается в горы к снегам, где только голые камни, то спускается в долину, где трава изумрудно- зелёная и небо отражается в озерах. По пути встречаются небольшие ухоженные деревеньки. Домики в основном из дерева, окрашены в коричневые, белые, красные цвета, крышу часто покрывают мохом, типа экология. И везде кемпинги для туристов. К вечеру выясняется, что дорога доходит до фьорда, который надо пересекать на пароме. Минут через двадцать грузимся на паром и, вместе с другими туристами - автомобилистами, также обалдевшими от красоты, перебираемся на другую сторону. Корабль с десятками автомобилей на борту кажется маленькой лодочкой среди отвесных скал. Ночью здесь переправа не работает и, не успей мы на этот паром, пришлось бы до утра любоваться красотами.
Дальше дорога становится еще более замысловатой и извилистой, сплош туннели и мосты. Даже перекрестки со светофорами есть под землей. Время уже около десяти вечера, постепенно темнеет, а до Бергена еще километров сто. Добрались до намеченной цели только к полуночи, 400 км. ехали больше десяти часов. Первое впечатление от Бергена, что ночью на улицах в центре сплошной праздник, работают кафе, отдыхают люди. Оказалось это далеко не так. Берген самый дождливый город на земле, а сегодня первый солнечный день за все лето и все радуются безоблачному небу. С гостиницами полный облом, всё забито. Объехали их штук пять, усталые администраторы советуют ехать в аэропорт, в Хилтон, там есть места. Въезд в центр города здесь платный, стоит шлагбаум, и фотокамера считывает номера автомобиля, а потом кто-то за всё это платит. Так мы сфотографировались, раз пять, пока кружили по району и поехали по указателям в аэропорт. И только часам к двум ночи нашли этот Хилтон и завалились спать.
На другой день хотели продлить номер, но нам сказали, что это не возможно, всё забронировано. К счастью в центре Бергена оказались свободные места, и мы переехали на пару дней в отель «Rainbow». Отель расположен рядом с известными деревянными домиками-складами и деревянной мостовой на набережной. Домикам больше ста лет и кажется, что этот памятник ЮНЕСКО вот-вот рухнет. Таких развалюх полно в центре Новосибирска. Два дня бродили по городу, поднимались на смотровую площадку на фуникулёре. Во время войны город был сильно разрушен, хотя Норвегия активно в войне не участвовала. На рейде взорвался немецкий корабль, груженный боеприпасами, и это был один из сильнейших взрывов в мировой истории. Очень часто накрапывает дождь, и все ходят в ветровках и с зонтами. Русскоговорящая продавщица из сувенирного магазина говорит, что зимой здесь вообще тоска. Берген конечная точка многих туристических маршрутов, автобусных, железнодорожных и морских, и кажется, что население города одни туристы.
В агентстве купили тур «Норвегия в миниатюре», завтра выезжаем.
Утром покинули дождливый, спокойный Берген и направились в г. Восс - начальной точке нашего тура. Автомобиль оставили возле ж/д вокзала, сюда мы должны вернуться вечером, и пересели на экскурсионный автобус. Русскоговорящих больше не наблюдается, но есть наушники на русском. Рассказы электронного экскурсовода о царстве троллей, кажутся полнейшей правдой, глядя на огромные горы и водопады. Сделали остановку в кафе-замке на краю обрыва. Сфотографировались, подкрепились бутербродами. Когда нам сказали, что будем спускаться на автобусе в эту пропасть, мы не поверили. Такого серпантина я еще не видел. Вниз лучше не смотреть и по автобусу не ходить, не шатать. Благополучно спустились в ущелье и доехали до пристани на берегу Согнефьерда. Здесь погрузились на кораблик и поплыли по фьерду. Красота кругом неописуемая, отвесные скалы и множество водопадов. Течение Гольфстрим, как вечный двигатель, несет к берегам Норвегии массу теплой воды, которая омывает берега и дождем выпадает в горах. Гидроэлектростанции на реках снабжают Европу дешевой электроэнергией.
После двухчасового путешествия прибыли в г.Флом. Красивейшее место. Вот где стоит задержаться на пару дней, но это когда-нибудь следующий раз. Дольше поездка по знаменитой Фломской железной дороге.
Дорога была вручную построена вначале прошлого века и долго считалась самой крутой, самой высокогорной, самой сложной. В вагонах ни одного свободного места, все по билетам. Много японских туристов. Поезд змеёй заползает в гору по деревянным мостам через обрывы, туннели, насыпи. На остановках можно выйти, сфотографироваться. На следующем этапе от конечной станции Фломской ж/д на поезде добрались до г. Восс, где оставили свою машину. Тоже ничего себе поездочка с красивейшими видами из окон. В общем «Норвегия в миниатюре» тур очень красивый, очень насыщенный, всем рекомендую.
Время вечер, а нам еще ехать до Осло. По дороге №7 опять доезжаем до г.Флом, но уже по другому маршруту с бесчисленными туннелями, иногда длинной по десятку километров. В туннелях есть карманы для остановок и разноцветная подсветка внутри, чтобы снять усталость. Приезжаем в Осло только к полуночи. В отель заселились с первого захода. Отель сети «Scandic» четыре звезды, при большом торговом центре на одной из центральных площадей. Улыбчивый администратор показал, куда поставить автомобиль на подземную парковку, вроде как для постояльцев, а утром опять обнаружили пластиковый конвертик со штрафом за неоплаченное время. Но до России такие бумажки редко доходят. Погуляли по торговому центру, позавтракали. Осло не самое лучшее место для шопинга - всё дорого. Распрощались с Норвежской столицей и взяли курс на Стокгольм, там у нас заранее забронирована гостиница, на два дня, и билеты на паром. Природа за окном постепенно меняется, горы Норвегии на холмы, леса и озера Швеции. Дорога, километров 400, пролетела незаметно и, часов в пять вечера, прибыли на место.
Стокгольм , без сомнения, великий город. Мы здесь не первый раз. Особенно располагает дружеская, непринужденная атмосфера в Шведской столице. На тебя здесь не смотрят как на ходячий источник дохода, как во многих туристических столицах. Здесь ты как дома. В центре всё пропитано эпохой викингов, когда скандинавы обложили данью всю Европу, доплыли до Америки, а один из них - Рюрик, взял да и стал первым царем на Руси.
Два дня гуляли по городу. Взяли экскурсию на кораблике, который проплывает вокруг центральной части города и через шлюзы, где морская вода сливается с озером. В одном месте показали садовые участки с маленькими домиками 2*2 м, в точности как в России, ими в 70-е годы, когда Швеция строила социализм, награждались лучшие работники водочного завода «Абсолют». Вообще частные дома в Скандинавии в основном небольшие, одно-двухэтажные щитовые, строить из кирпича удел миллионеров. В центре города на острове Юргаден большой парк развлечений с разными горками, прыгалками, тарзанками. Вопли любителей острых ощущений слышны через пролив. Сходили, поразвлекались, поорали. Вообще скандинавы очень спортивный народ. Все куда-то бегут, едут на велосипедах, плывут на байдарках. Взяли напрокат весельную лодку, поплавали вдоль своеобразного музея из столетних парусников, которые стоят вдоль центральной набережной. Осмотрели самый большой корабль викингов «Васса», который не так давно подняли со дна морского и построили вокруг него музей. Побывали в Ратуше, где вручают Нобелевскую премию. А, вообще, большую часть времени ходили по магазинам. Здесь есть, где одеться и обуться. Цены процентов на тридцать дешевле московских, да еще и tax-free возвращают.
Живем в отеле «Ариадна» четыре звезды, что находится на терминале «Сильвия Лайн» в пятнадцати минутах ходьбы от центра. Отель новый, современный, с хорошим сервисом. Познакомились с семьёй из Питера, они объехали всю Норвегию с севера, от мыса Норд Кап, потом Берген, Осло и возвращаются домой полные впечатлений.
Утром пришел паром. Сидишь в номере на пятом этаже и глазам своим не веришь когда чуть ли не к балкону швартуется огромная пятнадцатипалубная громадина. Сынок долго не мог поверить, что это не сон, а потом весь день подпрыгивал от нетерпения, когда вечером погрузимся на корабль. Последний день провели за скупкой сувениров, бродили по городу, поседели в кафе «На крыше у Карлсона», откуда хорошо видно весь город.
Вечером заехали на паром, оставили машину на грузовой палубе и расположились в каюте. Паром это отдельная тема, его можно долго описывать и путешествие на нем оставляет восторженные впечатления. Здесь целые улицы кафе, ресторанов, пивные, дискотеки, казино, кинотеатры, караоке-бары, сауна и т.д. На шведском столе такое изобилие всего-всего плюс бесплатное вино и пиво, что люди со слабой психикой могут всё это не переварить. Целый этаж это магазины беспошлинной торговли. Особенно много спиртного, сигарет и парфюмерии. Раньше скандинавы ехали в водочные туры в Россию, или наши челноки затаривали их дешевым алкоголем, теперь, беспошлинная торговля основной источник дохода для паромов. Возле кассы стоят тележки, загруженные разрешенным количеством пива и крепких напитков. В порту прибытия такое впечатление, что все сходили в «Ашан». Чтобы всё было по закону все паромы заходят на Аландские острова, которые не входят в Шенген и значит, пересекают границу и находятся в беспошлинной зоне.
Рано утром прибыли в г. Турку. Турку - старая столица и второй по величине город Финляндии. Нам он показался тихим и провинциальным. Прогулялись по старой крепости, проехались по центру города и, неторопясь, поехали в сторону России. Дорога аккуратная, ухоженная, во многих местах её расширяют, всё-таки по ней идет основной грузопоток на восток. Местные жители из Выборга вспоминают, как изменилась Финляндия за последние лет двадцать-тридцать. Всё за счет транзита в Россию. Пока Прибалтика играет в независимость, финны богатеют.
На несколько часов заехали в Хельсинки. Здесь мы были неоднократно. Центр города построен при Александре первом и имеет свой неповторимый облик. Русская речь здесь на каждом шагу.
До Питера остается километров 250. Границу пересекали через переход Брусничное. На Российской территории простояли сравнительно недолго, часа четыре, пока оформляли разные документы. Ночевали в мотеле, недалеко от Питера. За две недели заграничной жизни отвыкаешь от беспорядочного движения на российских дорогах. Особенно раздражает огромное количество рекламных щитов. В Европе вдоль дороги стоят только дорожные указатели и знаки. В Питере, чтобы попасть на Пулково и на Москву надо пересечь Неву по седьмому по счету мосту, так гаишники посоветовали. Указателей почти нет.
В аэропорту посадил жену и сына на самолет, ну а сам, потихонечку, на Вологду. И, через три дня, в Новосибирске. Так и закончилось это незабываемое путешествие.