"Не нужен мне берег турецкий, И Африка мне не нужна". М.В.Исаковский.


Все рассказы

Ергаки, Западный Саян

"Не нужен мне берег турецкий, И Африка мне не нужна". М.В.Исаковский.

Водитель комфортабельного автобуса закрыл двери, мы поехали на отдых, в край, в котором я еще не была. Китай, Италию, Грецию уже видела и не один раз там отдыхала.

И вот, по рекомендации моих друзей, решила посетить хребет Ергаки, озеро Светлое. Фотографии этих мест меня заинтриговали - я захотела посмотреть все своими глазами. Ехали ночь, автобус приятно покачивал, я заснула.

Сквозь сон слышу слова: «Смотрите, смотрите какая красота!». Я открываю лениво глаза и больше их уже закрыть не смогла: восходящее солнце освещало причудливые пики и вершины гор. «Смотрите – вон «пик Птица», а там «Зуб Дракона»! – слышала я слова уже бывавших в этих местах моих коллег. Оставшийся белый снег на зеленой траве, поляна синих цветов, кедры, уходящие вершинами вверх, дальние горные вершины, голубое с зеленым оттенком озеро Ойское: как-то меня все это взволновало. И все было такое утреннее, свежее, и спокойное – спокойное!

Вскоре я шла по тропе, за плечами рюкзак с личными вещами. Трава в рост человека сбрасывала на меня росу. Под ногами корни кедров, камни, иногда дорогу перегораживали упавшие давно деревья. Я с удивлением заметила, что произошло полное отключение мысли от городских забот, о делах, друзьях и тех, кто остался дома. Потому, что каждый миг вокруг был новый: то речка, петляющая среди камней с кристально чистой и вкусной водой, то луг с цветами, а то и совсем не реальная красота мягкого мха и среди него красных шапок грибов – сыроежек.

И совсем меня сразила красота озера Светлого, которое появилось как-то неожиданно. Вокруг был лес, лес и вот тебе на - озеро! А за озером скалы! Завороженная таким чудом природы я стояла и смотрела вдаль озера, ни двигаться, ни шевелиться мне не хотелось! Я поняла, почему мои друзья ездили каждый год в эти места. Здесь дышалось красотой природы, здесь все было наше, сибирское, родное!

У костра колдовали инструктора, мне подали кружку чая, я опять удивилась – чай был другой, вкусный и мягкий, потом я узнала, что это из-за воды – вода-то здесь талая, структурированная, без хлорки. И действительно, вода как бы сама уходила внутрь меня, порой казалось, что её и глотать не надо – она таяла во рту, вот уж действительно талая. О пользе талой воды я хорошо знала и, возможность без ограничения употреблять эту воду, меня только порадовало.

Инструктора нашего звали Владимир. Мне казалось, что он везде: и растяжку у палатки поправит, и в костер дров наколет, кому-то уже анекдот рассказал, успел с ведрами за водой сбегать. И как-то все делалось с удовольствием и радостью. Ну вот, думаю, все здесь другое, даже люди.

Вечер у костра был самым весёлым в моей жизни, смех рождался из каждого слова, из каждого рассказа, из игр «ассоциация», «мафия», «глухой телефон». Я давно не чувствовала такого непринужденного, доброго, открытого общения разных по возрасту людей. Уходить в палатку не хотелось, да и сон куда-то ушел. Но требованию инструктора, что завтра на выход на еще более красивые места и нужно отдохнуть, заставил всех разойтись по своим палаткам.

Утреннее купание в озере привело меня в восторг! Вода прохладная, но после купания все тело горело, наполнилось необъяснимой энергией. Я впервые узнала, что значит купаться в талой воде. Впечатления и ощущения ошеломляющие!

Наш первый тренировочно - разминочный маршрут был на гору Видовка. Мы увидели наше озеро. Оно было похоже на маковку церквушки. Скалки напоминали, то «собаку», то чудом держащийся «Чертов палец», пик «Птица» и «Звездный» казались совсем рядом. Это чистый воздух, как линза приближает все и скрадывает расстояния. Здесь же нашли к нашей великой радости уголок чистого белого снега. Конечно, не удержались скатиться, слепили снежную бабу и поиграли в снежки. Посмотрели на наше озеро сквозь скалу – это оказалась большая дыра в рост человека.

На следующий день два инструктора, один впереди нашей веселой колонны, другой сзади, сопровождали нас на плечо пика «Птица». Я шла и размышляла: скала, да и всё, и никакая не птица и почему «птица»? Каково было мое удивление, когда я поднялась и посмотрела на эту скалу сбоку, слева. С каждым метром подъема перед моим взором открывался все больший и больший простор Саянских гор. Меня даже какая-то гордость внутри наполняла - вот как у нас красиво!

Поднявшись на обзорную точку, я действительно увидела скалу, которую назвали «Птица», да её просто по-другому и назвать-то нельзя было. Это действительно был огромный орел, расправивший крылья и вот-вот коснется земли и начнет складывать свои крылья. Казалось, именно этот миг природа увековечила – миг касания земли ногами орла с еще расправленными крыльями.

Вид с перевала на северную сторону хребта заставил замереть на месте и смотреть и смотреть, каждый раз выискивая какие-то причудливые узоры гор, находить сравнения: вон каменная черепаха, а там горб верблюда, а дальше развалины старой крепости. Скалы «Братья», седло между ними, называемая «Парабола», озеро «Горных духов» только вызывали удивление – ну надо же такую красоту природа для нас приготовила! А вечером мы слушали удивительный рассказ инструкторов, что это оказывается горный район рукотворный!!! И этому есть достоверные доказательства, которые мы действительно увидели и потрогали своими руками.

В этот вечер я часто задумывалась – вот стоит эта природная красота и никого не трогает, а показывается нам во всей своей красе, а зачем же мы её ломаем и уродуем? Пришли на время в этот природный мир и зачем-то портим его?!.

Вечерние сказки «Красная шапочка», «Колобок», «Кузя» поставленные силами тех, кто живет в одной палатке, заставил меня сжать себе бока, потому, что диафрагма от смеха уже болела. Роль бабушки, которую мне пришлось играть, доставила мне самой удовольствия больше, чем зрителям. Я думала, ну как передать друзьям эту атмосферу коллективного творчества устным рассказом? Это же надо проживать, в этом надо участвовать, здесь смех возникает от одной случайно брошенной реплики, от одного движения, которое ни запомнить, ни повторить не возможно.

Удивили меня рассказы зашедшего к нам в гости, как выяснилось позже, бывшего охотника. Он так рассказывал, что я все-время пыталась понять: где правда, а где выдумка и не смогла. Выдумка была похожа на правду, а правда на выдумку. И рассказывал он так с полусмехом, полусерьезно, что мы все просто смеялись, не оценивая, правда это или нет.

На следующий день мы пошли на водопады. По пути мы проходили одну полянку, которая так густо заросла кипреем или травой «Иван чай», что я невольно спросила, почему здесь этой травы так много? Володя ответил, что здесь стояла большая изба спасателей - альпинистов г. Минусинска и называли её ласково «Минусинка». Но кто-то её сжег и теперь на этом месте, как первые помощники людям после пожаров, растет трава кипрей. Так нам природа помогает, ведь из этой травы можно делать хлеб, веревки, чай, использовать как лечебное средство.

Водопад меня поразил своей домашностью, вот какой-то он был добрый, ласковый, уютный. Конечно, я видела большие водопады, мощные. А этот прыгает своей водой с камня на камень, то спрячется за перегибом горы, поднимешься, а он дальше продолжается. И так можно дойти до озера, из которого вытекает спокойный ручеек – это и есть начало водопада. Вода здесь не прогревается и она всегда холодная, но соблазн искупаться под водопадом сильнее страха холодной воды и многие это сделали. Не обошлось и здесь без курьезов: кое-кто решил искупаться в спортивных брюках, поток воды просто снёс брюки с хозяина. Что делать – посмеялись, да и дальше пошли.

Я отметила, как интересно отвечают инструктора на вопрос: «Сколько осталось до лагеря идти?» Отвечают: «Ровно столько, сколько надо плюс 10 минут» или «Два лаптя по карте» или «Я 15 минут буду идти - вы 2 часа» или «Сколько чай вскипятить да щи сварить, дров нарубить да в палатке убраться».

Привыкала я и к туристским словам, например, команда «На помойку» означала идти умываться, команда «Еда в опасности» - значит, обед готов идите кушать, или иными словами его надо идти спасать – есть. «Зарубись» - значит наколоть дров. «Тяп- ляп» - это тапочки. «Работать водопроводчиком» - значит принести воды в ведрах на кухню. «Костратор» - турист ответственный за поддержание костра. Конечно, если я такими словами буду разговаривать дома, то меня не поймут, а здесь все прекрасно понимают.

Я узнала здесь о лечебно-восстановительном действии огня, талой воды, воздухе наполненном ароматами трав, естественной задержке дыхания – высота, где мы жили, была 1500 метров, и многое другое.

Потом мы сходили к «Висячему камню», в гости к «Спящему Сану». Так я отдыхала в красивейшем месте на озере Светлом. Я ничуть не пожалела, что поехала именно сюда, именно в палаточный, по истине оздоровительный, добрый и приветливый приют Зубкова Саши.Только здесь я увидела БЕЛЫЕ ВОДОСБОРЫ или АКВИЛЕГИИ. Здесь я подружилась с местным бурундуком по кличке Воровайка. Теперь я знаю, как выглядит след медведя.

А еще, мне удивительно повезло, в наш заезд пришел в лагерь человек, с которого начинались все лагеря на озере. Это красивая женщина, имя у нее не совсем привычное, Елизавета. Весь вечер был посвящен рассказам о 30-летней туристской работе с детьми. Она самая первая организовывала детские, туристские палаточные приюты. Когда мне сказали, что в лагере отдыхало до 80 детей, и она одна со своими воспитанниками справлялась со всеми таежными делами – в это трудно верилось. Но факт остается фактом. Уже тем она меня удивила, что посещает эти места подряд 33 года.

Дома я часто вспоминаю прожитую маленькую жизнь в тайге и каждый раз нахожу то, чего тогда не заметила, а сейчас память воскрешает незабываемые моменты и греет и греет мою душу. Спасибо моим друзьям, что посоветовали мне посетить этот уголок природы. Теперь я их понимаю, почему они хоть ненадолго, но обязательно каждый год посещают хребет Ергаки.

Полезная информация