Еще весной к нам пришло предложение от одной крупной новосибирской турфирмы - сходить пятерочную реку на хребте Хамар-Дабан – Утулик. Это предложение мне показалось заманчивым. Еще бы: несколько дней отдыха на Байкале, вертолетная заброска и, наконец, река, о которой так много слышал...


Все рассказы

Хроника пикирующего рафтинга, или без измены

Водяной , Байкал

Еще весной к нам пришло предложение от одной крупной новосибирской турфирмы - сходить пятерочную реку на хребте Хамар-Дабан – Утулик. Это предложение мне показалось заманчивым. Еще бы: несколько дней отдыха на Байкале, вертолетная заброска и, наконец, река, о которой так много слышал...

Вот и проходит лето 2005, а я все на земле. Конечно, было много интересного: и тур по нижней Катуни, и по Средней, где мы с Барсом проходили боевое слаживание с нашим новым катамараном, и мое любимое детище Горный Егерь – лагерь, с которого все начиналось, и который я так люблю. Но по-настоящему в горы, по-настоящему на воду я в этом году еще не ходил. Весной не удалось съездить на Чулышман со своей командой, а летом надолго не бросишь работу.

Еще весной к нам с Барсом пришло предложение от одной крупной новосибирской турфирмы - сходить пятерочную реку на хребте Хамар-Дабан – Утулик. Это предложение мне показалось заманчивым – еще бы: несколько дней отдыха на Байкале, вертолетная заброска и, наконец, река, о которой так много слышал. Остаток лета считаю дни до начала тура, и вот он, день отъезда.

5 августа 2005 года. Начало нашего автопутешествия. В 22.00 встречаем машину, на которой я и Саня отъезжаем вместе со снарягой, продуктами и прочими вещами, которые клиенты приготовили для веселого проведения своего досуга. Проще говоря, газель, я, Саня, водитель Виталик и почти две тонны груза должны проехать две тысячи километров по бездорожью и разгильдяйству, и, в конечном итоге, оказаться на турбазе «Байкал», а Барс, остальные гиды и клиенты в купейных вагонах с постельным бельем, с обедами в вагоне-ресторане едут на комфортабельном поезде. НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ.

<От редактора: опустим дорожные приключения автора и его товарищей по дороге к Байкалу и продолжим рассказ с момента их въезда в Иркутскую область>

Ура, опять асфальт!!! Хоть никакой, зато асфальт. Перед ним, посреди тайги мы встретили представителя малого бизнеса Иркутской области. Это был мужичок на мотоцикле, который деловито расставлял на какой-то старой тумбочке кусочки торта, чашки под чай и бутылки с замороженным соком клюквы и брусники. Также по-деловому, он дровами растапливал самовар, который привез с собой. Экзотика. Честное слово – экзотика. Мы попили чай, съели по тортику и прикупили бутылку с соком. Сок, стоит отметить, был отличный. Жить стало веселей, и мы поспешили дальше. Сегодня у нас по плану горячая еда, душ и теплая кровать. И все это удовольствие на турбазе «Байкал». В пригороде Иркутска мы закупили недостающие продукты и направились в Слюдянку. Несколько долгих перевалов ожидали нас впереди. Мы долго- долго то ползли вверх, то стремительно неслись вниз. И вот – чудо, тысячи огней внизу – это Байкал. Жаль, мы не видим его во всей его красоте – на улице поздний вечер. И вот мы на базе. Нас здесь ждут, как выяснилось позже, любят и лелеют. Нашей проводницей по базе оказалась оригинальная женщина, которая представилась администратором. От нее мы получили максимум (а может быть и больше) информации о том месте, где мы находимся. К сожалению, столовая была уже закрыта, но мы нашли кафе с шашлыками, омулем и пивом. Нашими соседками оказались замечательные девушки, которых мы окрестили Афродитами из-за того, что они действительно были красивыми и, в тот момент, ходили, завернувшись в полотенца. Жизнь налаживалась. Мы сходили помыть ноги в водах Байкала и в последний раз посмотреть на спокойствие, которое пока царит на этой базе.

8 августа. Приехали они. Они - это 27 сотрудников компании ***. Уже на перроне я понял, что это веселые ребята. К моменту моего приезда на вокзал, они уже закупились омулем и пивом. Очень весело обсуждая что-то, они загружались в микроавтобусы. Что характерно: у многих с собой были спиннинги, телескопические удочки и прочие приспособления для ловли рыбы, которые я так и не увидел в действии. Приехали на базу разместились, сразу же познакомились с Афродитами и устроили на их веранде пивную вечеринку. Затем волейбол, купание в Байкале, катание на роликовых коньках, знакомство с женским населением базы, походы за омулем, который быстро кончался и наконец-то дискотека, которую мы заказали на час раньше и продолжили до утра.

На дискотеке все было скромно. Почти все столы были заняты представителями нашего тура. На столах пиво, омуль и водка Ржаная от Главспиртторга. Я и Евгений Т., подойдя к барной стойке, узнали о возможности приготовления нашего фирменного коктейля «Савушка». Девушка за баром сказала, что не знает такого коктейля. Мы предложили ей записать рецепт и обогатиться на его приготовлении. К нашему большому сожалению, всех компонентов нашего напитка не оказалось, и мы разработали новый коктейль с боевым названием «Град» - потому что накрывает. Далее мы много разговаривали и, в итоге, я одним из первых ушел спать. Лишь утром я узнал о первых боевых потерях в наших рядах и рядах противников. Бандиты из города Братска решили нахамить одному из наших представителей и сломали ему руку, за что были наказаны дружным коллективом компании ***, а ребята там почти все под метр восемьдесят и более, и в плечах не маловаты. Короче, итог этого вечера: с нашей стороны сломанная рука Славы, ушибленная лицом оппонента рука Андрея С. Со стороны противника: разорвавшееся от удара лицо и множественные повреждения внутренних органов. Рано утречком, по холодку братские бандиты съехали в неизвестном направлении.

9 августа. День запланированного вылета. На улице льет дождь. Не летают в такую погоду даже птицы. Каждый час мы созваниваемся с вертолетчиками, но прогнозы очень пессимистичны. В конце концов, мы понимаем, что вылета сегодня не будет и склад алкогольной продукции, который организовался в нашей комнате, начинает пустеть. Дождь льет стеной, не прекращаясь не на минуту. Мы уже начинаем представлять, как скоро прыгнет вода в Утулике, и мы никуда не пойдем. К обеду народ повеселел и, надев гидрокостюмы, отправились купаться в Озеро. Сумасшедшие сальто, кульбиты, тройные тулупы и прочие чудеса акробатики были продемонстрированы в этот день. Кто-то занимал себя теннисом, кто-то бильярдом, кто-то пивом, а кто-то и коньяком. Но вечером после бани почти всем составом отправились на дискотеку. Здесь мы уже свои: сразу же включается музыка, наливается недавно разработанный коктейль и почему-то никто не лезет драться. Даже многие попытки со стороны наших ребят спровоцировать конфликтную ситуацию не увенчались успехом. Короче, все закончилось танцами до утра, нашими с Барсом песнями под гитару и ночным купанием в Байкале.

10 августа. Утро выдалось напряженным. В нашей «газели» загружено все для сплава по реке. Все с собранными рюкзаками сидят на ступеньках и ждут прилет вертолета. А его все нет и нет. Бурятия не дает погоды. Над нами чистое небо, яркое солнце, но геликоптер не летит. Его взлет откладывают каждый раз на час, и так на протяжении всего утра. В воздухе чувствуется напряжение и недовольство. Все видят хорошую летную погоду, но не видят вертолета. Для того чтобы не расслабляться, руководство компании *** решило провести матч по футболу. Мы – гиды - начали продумывать запасные варианты. К обеду стало ясно - мы опять не летим. Ко всему прочему, никто на нас не приготовил обед и за приготовление обеда принялись Саня, водитель Виталик и я. Весь персонал столовой (а это в основном женщины) были в шоке, когда увидели троих парней, одетых в белые халаты на голый торс, лихо управляющихся с кухонной утварью. На скорую руку мы сварганили суп, салат и второе блюдо. Нам предлагали остаться поработать на лето. Но, узнав стоимость дня работы гида, оставили свои предложения. После обеда мы накачали наши рафты и решили потренироваться на воде, чтобы хоть чем-то занять время. Мы уже окончательно потеряли надежду на сплав. Вечер этого дня был так же похож на предыдущие вечера. На утро предполагалось заброситься на машинах на максимально возможное расстояние и оттуда сплавиться до базы. Это всего несколько километров по относительно тихой воде. Короче - скукота.

11 августа. О чудо - позвонили с аэродрома и сказали, что вертолет может лететь. Посоветовавшись с нашими туристами, руководитель тура принимает решение заброситься выше порога Мангутайский и без вещей, без продуктов, дабы облегчить обносы, пройти оставшуюся часть реки до вечера этого же дня. Ай да мы. Ай да смельчаки.

Мы быстро собрали снаряжение, забросали продукты на перекус. Я посоветовал Женьке взять продуктов побольше, на всякий случай, и он согласился. Единственной проблемой стало отсутствие Барса. Я был в шоке: скоро прилетит наш долгожданный геликоптер, а Андрюха еще не обнаружен. Через полчаса поисков Барса я уже разочаровался встретить своего напарника и сплавиться с ним по Утулику. Сразу в голову прилетели две мысли: плохая и хорошая. Плохая заключалась в следующем: бедный Андрюха пошел прогуляться по пирсу, поскользнулся, упал, очнулся - рай. Хорошая была следующего содержания: Андрюха, посреди ночи, нашел ту единственную, которая исполнит все его желания. И вот сейчас он нежится в свежей кровати, согретый теплом той женщины, которая не давала всю ночь ему покоя. Но все оказалось намного прозаичней. За несколько минут до отъезда, когда мы решили забросить оставшееся снаряжение в машину, мы обнаружили тело Барса, спящего в кузове. Вечером он, придя в номер, обнаружил занятыми все места и, недолго думая, решил уснуть в машине.

Барс быстро проснулся, узнав о приближении вертолета. Услышав информацию о быстром прохождении реки, он поспешил надеть гидрокостюм, защитку, взять весло, каску, жилет и бежать на поле, на которое должен приземлиться геликоптер. Мне пришлось его остановить. Я посоветовал ему лететь в той одежде, в которую он одет и захватить с собой теплые вещи – мало как придется идти.

И вот мы на поле. Слышим вращающие винты вертолета. Вот он делает коробочку, облетая место приземления, и снижается. Приземлившись, он открыл грузовой отсек и мы начали погрузку. Очень быстро закидали вещи, закрылись грузовые двери и вот мы взлетаем: я, Барс и еще четыре человека. Делаем круг над Байкалом и поднимаемся над хребтом Хамар-Дабан. Внизу горы и река, по которой нам предстояло сплавляться. Сверху река кажется спокойной и безобидной: лишь в некоторых местах видны белые барашки воды. Только знающий человек знает, что на самом деле это за барашки. Именно эти барашки унесли несколько десятков жизней, именно они переворачивали суда и именно они ждали нас сегодня всей своей мощью.

Найдя место для посадки, мы начали снижение. Именно сейчас мне стало первый раз страшно. Огромная стрекоза, винтами разгоняя воздух, который в свою очередь поднимал вверх воду, садилась на каменную косу острова. Вертолет сел, открыл грузовую дверь, и мы начали выгружать вещи. Сначала мелочевку, а сверху тяжелые рафты, для того, чтобы все снаряжение не разлетелось по поверхности воды. Вот вертолет пуст, мы закрыли двери и легли на снаряжение, для того, чтобы плотнее прижать его к земле. И тут мне стало страшно второй раз. Многотонная железяка, размахивая крыльями, отрывалась от земли и, шатаясь то вверх, то вниз пятилась назад, то есть на нас. Несколько метров назад, несколько десятков сантиметров вниз и от нас может остаться отличная отбивная в рафтах, приправленная спасательными жилетами, касками, веслами и прочим водным хламом, но, слава Богу, не в этот раз. Вертушка, покачавшись, увеличила мощность винтов и улетела в сторону базы за теми, кто еще не знает, куда они собрались и чем все это закончится.

Мы с Барсом принялись быстро собирать наш катамаран. Остальные участники первой высадки начали раскачивать рафты. Минут через двадцать пять мы услышали звук винтов – это летела вторая группа. Вертолет начал снижение, и мы опять почувствовали, как потоки воздуха от винтов начали давить на нас. Мы опять спрятали вещи под ненакачанные рафты и легли на них. Единственное, что мы не предусмотрели - это то, что уже накачанный рафт сначала поднялся в воздух, а затем улетел в протоку. Нам повезло, что протока оказалась мелкой и рафт задержало на камнях.

В этот раз вертолет сел немного дальше и людям, находившимся внутри, приходилось выпрыгивать почти в воду. Вертолет опять поднялся вверх и улетел за третьей группой. Мы выловили рафт, собрали разлетевшиеся вещи и продолжили сбор судов. Когда в очередной раз мы услышали шум винтов, нам пришлось подготовиться посерьезней: на вещи посадили самых упитанных, а остальные попрыгали в надутые рафты. Вот вертолет начал снижаться, напор воздуха увеличиваться и я почувствовал как рафт, в котором я лежу, отрывается от земли и хочет улететь на воду. Слава Богу, это увидел находившийся рядом Сергей, и прыгнул ко мне в судно. Рафт прижало к земле. Третья группа прибыла на остров, вертолет помахал нам винтами и улетел. Теперь мы наедине с горами, с их обитателями и рекой, которую мы должны пройти к сегодняшнему вечеру. Собираемся. Увязываем вещи и вперед.

С первых же минут начались путаницы со строевым порядком. Рафты то догоняли друг друга, то перегоняли, а иногда сталкивались в узких местах. Мы пытались идти ровно, но в одном из поворотов шли слишком близко к головному рафту и из-за нас он сел на мель. В целом мы шли динамично: пятерочная река без разведки порогов.

Вот первая авария: рафт под руководством Паши Крупа припечатывается в камень посреди реки и почти полностью уходит под воду. Люди стоят на одном из бортов и пытаются столкнуть рафт с камня, но у них ничего не получалось. Слишком уж силен поток воды, который придавливает рафт к камню. Мы причаливаемся за аварийным рафтом, но ничем не можем помочь. Берега слишком круты и мы лишь наблюдаем за тем, как отчаянная команда все-таки срывает рафт и идет дальше. Еще несколько номерных порогов и мы у нашего первого обноса. Туристы обмениваются впечатлениями, курят, а мы обносим порог и продолжаем движение дальше. Еще несколько порогов, и мы чалимся на разведку порога. Руководитель нашего порога говорит, что это «Мангутайский» - через шесть часов мы должны быть на базе. По пути к осмотру порога мы встретили ребят из Перми. Они утверждали, что это порог «Чижик» и до Байкала три дня хода. В этот момент меня радовало одно: на моем рафте привязан драйбэг с теплыми вещами и три ночи в тайге я продержусь, но как быть с ребятами, которые взяли только спортивные костюмы. Но с этим разберемся потом, а впереди порог, который тянул на хорошую четверку с мощным винтообразным сливом, который давил под скалу. Опять принято решение об обносе, но только не для нас. Мы намечаем тактику прохождения, определяем ориентиры и вперед. Со слива уходим влево и не попадаем под скалу. ЧИСТЫЙ ПРОХОД! Помогаем в обносе и снова вниз по реке.

Вечерело. На каком то участке река стала спокойной и это нас немного расслабило. Мы наблюдали красоту берегов, увидели несколько водопадов. Одним словом, отдыхали. Но вот река опять стала извилистой и мы крепче взялись за весла. Один за одним шли пороги третьей и четвертой категории. Все проходили чисто, лишь иногда зацепляясь за камни и врезаясь в прижимы. Вот и переворот: рафт под руководством Власова входит в прижим, который, как трамплин, заканчивается скалой, лежащей под 45 градусов. Взлет, и рафт уже вверх дном лежит на воде. Команда быстро собирается и ставит рафт на ровный киль. Все суда чалятся на берег. Через сто метров начало порога «Гротовый». Именно здесь месяц назад погибли туристы, которых затянуло струей в грот.

А вот нашли работку и для нас: посредине реки, на каменную отмель сел рафт. Наш катамаран относят вверх по течению, дают «морковку» и мы должны, дойдя до рафта, дать им веревку. Их вместе с нами вытянут на берег - и все в шоколаде. Но не все так просто. Мы быстро дошли до рафта, зацепились за него, но веревку мы не довезли. Узел развязался и веревка осталась на берегу. Нам предложили вариант номер два: мы привязали веревку к раме катамарана и устремились к берегу. К сожалению, нас никто не ждал на берегу, кроме течения, и именно оно подхватило нас и понесло в сторону порога. Я крикнул Барсу, чтобы он резал веревку и мы зачалились у самого начала порога на противоположном берегу. Начинался дождь. К рафту пустили «живца» и вытащили на берег. Мы остались на противоположном берегу, и к нам никто не спешил. Лишь через полчаса к нам пришел Валерий Васильевич и начал бросать «морковку», которая так до нас и не долетала. Я уже начал присматривать место под ночлег, но Барс не успокаивался. Тогда мы решили провести катамаран через отвесный прижим выше по течению и переплавиться на другой берег. В какой-то момент нам казалось что все, пора бросать катамаран, будь что будет. Но из последних сил мы вытащили катамаран и, немного отдышавшись, начали переправу. Вот еще один сюрприз: у нас сильно спущен мой баллон. Мы садимся на ту же мель. Барс кричит и требует «живца» с морковкой, но никому мы не нужны. Я предлагаю идти на ближайший берег и там ночевать, но у Андрея начиналась истерика и у меня от этого тоже. Я плюнув на все, принял решение переправляться, несмотря на то, что еще час назад нам это не удалось. Несколько секунд страха и мы на том берегу. Мой баллон к тому времени уже был полностью спущен. Мы затащили катамаран повыше, так как знали, что река здесь может скакать метрами и пошли к остальным. К этому времени уже стало ясно, что мы здесь ночуем. Мы подошли к месту стоянки, где нас обрадовали костер и горячий чай. Еда, а это был хлеб, паштет и сыр, не лезла в горло. Усталость и нервное напряжение давали о себе знать.

Стало совсем темно, и дождь усиливался. Мы принесли рафты. Поставили их под углом и именно так пытались пережить ночь. Хорошо, что мы додумались взять тент. Именно под ним, подложив под себя спасательные жилеты и лапник, спали туристы. Но сном это назвать было трудно. Ночью стало холодно и постоянно приходилось ходить к костру и греться. Так наступило утро.

12 августа. Утро подарило нам пасмурную погоду. Мы с Барсом подошли к воде. Уровень реки незначительно, но поднялся. Мы собрались, подкачали катамаран, вышли на воду. Нам нужно было перегнать катамаран к входу в порог. Мы это быстро сделали и решили вместе с руководителем нашего тура сходить на разведку. Разведка показала следующее: даже незначительный прыжок уровня воды ставит под угрозу успешное прохождение порога. Основная струя с огромной мощью била в грот и, если судно не перегребет струю, то оно уйдет в грот и количество трупов будет равно количеству пассажиров. С неподготовленной командой прохождение этого порога очень рисковое мероприятие.

Руководитель принял решение о прекращении водной части тура и выходе на базу пешком. В рядах туристов послышались недовольные высказывания. Далее была нервная переправа и сборы в дорогу. Я вместе с Барсом должен был остаться на берегу и ждать прилета вертолета, но через два дня у меня была запланирована отправка автобуса на Алтай и я обязательно должен был ее проконтролировать хотя бы по телефону, поэтому я вызвался идти с группой через горы. Уже перед выходом я предполагал, что мы не успеем до ночи дойти до базы, но оставаться на месте тоже было бессмысленно. Соорудив из спасконца и драйбэга подобие рюкзака, я сложил в него теплую одежду, спасательный жилет, нож и «морковку». В хозяйстве все пригодится.

Скоро наша группа из трех гидов под руководством Дяди Саши выдвинулась в путь. В нашем распоряжении оказалась лоция реки с указанием вершин и тропы, которая через некоторое время должна нам встретиться, и ещё дождь и плотный туман. Отличный набор для путешествия по неизвестному району.

Мы шли вверх по ручью, который должен был привести нас на гребень хребта, перевалив через который мы бы оказались на тропе, но через некоторое время наш ведущий Дядя Саша начал забирать влево на склон и мне это показалось неверным решением. Дальше началось хуже. Через некоторое время Жене стало плохо. Он все чаще останавливался для отдыха и все больше тратил на отдых время. Вставал, проходил несколько метров и падал. Мы приняли решение спускать его вниз. Дядя Саша передал мне лоцию, а вместе с ней и надежду людей выйти к цивилизации. Он и Женя пошли вниз, а я и 25 клиентов вверх.

Именно сейчас я понял, что ночевать мы, видимо, будем в лесу. Мы шли по заведомо неверному пути в мокрой тонкой одежде, не евши уже более суток. Впереди нас ждали, по крайней мере, два перевала и неизвестное количество километров. Я взял лоцию, посмеялся в душе над собой и пошел вперед. Через несколько часов изнуряющей дороги мы вышли под перевал. Нам осталось по мокрым камням вскарабкаться наверх и перевалить вниз. Наша высота над уровнем моря была около двух тысяч метров, температура воздуха около пяти градусов, время четыре часа. Мы лезли на четвереньках, падали, но все-таки забрались на перевал. Все было так, как я и думал. Долина с перевала уходила к Утулику и чтобы выйти на тропу, нужно перевалить еще через один хребет. У меня еще были силы, но вот у многих туристов они уже иссякли. Несмотря на это, все шли не растягиваясь, и старательно скрывая свою усталость.

Директор компании ***, посмотрев на сложившуюся ситуацию, сказал, что люди устали и не дойдут, нужно вызывать вертолет. Я достал из рюкзака спутниковый телефон и принялся искать список телефонов, которые, по словам Жени, хранились внутри рюкзака. Никаких телефонов я не обнаружил и начал набирать 01. Но такого номера наш телефон не знал. Тогда я решил позвонить кому-нибудь из друзей и сообщить свои координаты и ситуацию. Они-то точно сделают все, чтобы меня вытащить. Но трубку попросил один из руководителей компании и позвонил своему коллеге в Новосибирск. Разговор имел следующее содержание: «Вася, мы сейчас в горах по указанным координатам. Нас кинули. Мы второй день без еды и без одежды идем по горам. Еще одну ночевку мы не переживем. Сади всех на измену. Нам нужен вертолет и сегодня».

Я подошел к ребятам и сказал, что нужно спускаться вниз и как можно скорей, потому что скоро стемнеет и сильно похолодает. Они решили немного передохнуть, а я решил идти вперед. Нужно было найти площадку, с которой нас сможет забрать вертолет и на которой мы сможем заночевать. Я шел вниз вдоль ручья, иногда заходя в воду. Чем ниже я спускался, тем сильнее становился поток ручья. Скоро на пути стали встречаться маленькие водопады. Я пытался их обходить, но иногда преодолевать отвесные участки приходилось, садясь в русло ручья и прыгая вниз вместе с потоками падающей воды. Со мной продолжали идти несколько человек: один Женя и два Сергея. Остальные либо остались сидеть наверху, либо сильно отстали. Несколько раз я срывался с каменных плит и с грохотом падал вниз. Пару раз Женя спрашивал, жив ли я. Я утверждал, что «хрен что со мной случится» и шел дальше. В одном из таких падений я подвернул ногу, и теперь каждый шаг сопровождался болью.

Смеркалось. Теперь я ушел один вперед и пытался найти любое место, где можно заночевать. Я выбрался из русла ручья и поднялся на левый склон. Вот он, рай: несколько хвойных деревьев, под которыми можно укрыться. Несколько поваленных деревьев, которые можно использовать как дрова, и площадка. По моим предположениям, вертолет здесь не сядет, но здесь можно себя обозначить и отсюда можно подняться на лебедке. Я остаюсь здесь. К тому же ниже ничего подходящего не видно. Я спустился в русло ручья и те же: Женя и два Сергея. Они же принесли новость о том, что Костя упал с одной из каменных плит и сломал ногу. Все остались ночевать возле него на каменном уступе. Мы собрали дров, нарубили лапника, принесли воды, разожгли костер. Жизнь налаживалась. Теперь предстояло себя обозначить. Мы вытоптали траву и кустарник на площадке и разложили там яркие вещи. Но я понимал: сегодня вертолета не будет. Уже начало темнеть, и погода была ужасная. Нам нужно было приготовиться и ждать утра. Если будет хорошая погода, нас начнут искать. А сейчас я распаковал свой драйбэг и понял, что счастье на земле есть. Я одел теплую сухую одежду и достал спасжилет. Его спиной удобно раздувать костер и он не пропускает холод от земли. В общем, теперь, сидя у костра, жизнь наладилась. Только хочется есть и пить. Горная вода уже не утоляла жажду, а вымывала оставшуюся соль из организма. В общем, именно сейчас я понял ценность соли. Наступила ночь и мы улеглись спать на лапник и мой разобранный спасжилет. Сильно похолодало, и наш сон выглядел следующим образом: мы отогревались у костра и ложились плотно прижимаясь к друг другу. Минут через тридцать кто-нибудь просыпался, нагревался у костра и снова ложился, вскоре это опять повторялось. Так мы дожили до утра.

Утро обрадовало только тем, что облачность была высокая. Но вертолета не было слышно. Мы стали обсуждать, что делать дальше, но, зная, как организуются спасательные работы, я предложил просто сидеть на месте и заниматься своим жизнеобеспечением. Мы уже присмотрели кедрач, с которого можно достать орехи и начали придумывать способы для ловли бурундуков. Я нашел в кармане кусочек сыра, который остался с позавчерашнего ужина и разделил его на всех. Его хватило на то, чтобы размазать по зубам и почувствовать вкус сыра. Вдруг мы услышали, как кто-то спускается сверху к нам. «Спасатели!» - проскочило у меня в голове и мы все вместе начали кричать. Через некоторое время чуть ли не кубарем на нас скатились Саня и Паша. Рано утром их послали в цивилизацию за помощью, видимо, надежды на то, что мы дошли, умерли. Мы с радостью их встретили и угостили чем могли: водой, которой у нас было предостаточно. Я объяснил ребятам, что никуда не стоит идти, а нужно сесть и ждать, когда нас найдут. Но Паша не слышал меня и хотел уже идти дальше, но тут случилось чудо - мы услышали приближающийся шум вертолета. Звук становился все ближе и ближе. Видимо, вертолет летел над рекой. Вдруг звук утих. Мы предположили, что он увидел оставшихся на берегу и сел у них. Именно так и было. Вскоре вертолет взлетел, и звук винтов начал приближаться к нам. Мы кинулись раздувать костер и жечь приготовленный лапник. Вся долина наполнилась дымом, и мы увидели, как вертолет залетел именно в нее, в долину, в которой сидели мы. Выскочив на приготовленную площадку, мы схватили яркие вещи и начали махать. Вертолет немного снизился, пролетел над нами, развернулся и скрылся за горой. В голове проскочили две мысли: он не может сесть и, выбрав подходящую посадку, высадил спасателей, которые вскоре придут и выведут нас на подходящую площадку. И вторая маловероятная: он делает облет и собирается садиться на пятачок, на котором мы стоим. Через три минуты вертолет появился опять и начал снижение. По траектории его полета было видно, что он собирается сесть. Мы взяли оставшиеся вещи и побежали к площадке для приземления.

Вертолет замедлял скорость и медленно снижался. Вот почти зависая над нами, он развернулся, из открытой двери вылез бортмеханик и, словно парковщик, начал регулировать посадку вертолета. Мы освободили площадку, и отошли на склон под деревья. Я представил, как пилот может не рассчитать радиус лопастей и вертолет, зацепив любое из деревьев, превратит эту кочковатую полянку в ровную выгоревшую площадку. Геликоптер, покачиваясь, завис над поляной и продолжал спускаться. Вот одно его колесо коснулось камней, и бортмеханик скрылся в салоне. Мы подбежали к двери и уже готовы были запрыгнуть внутрь, как на трапе появился начальник базы «Байкал» с рюкзаком. Кого-кого, но его я здесь увидеть не ожидал. Он выбросил рюкзак, вылез сам и деловито махнул вертолету рукой, подав команду на взлет. Мы опешили – счастье было так близко. Александр Иванович объяснил нам, что вертолет не сможет совершить посадку ни в одном из ближайших мест, кроме нашей площадки. Но здесь ему мешают несколько деревьев. В связи со всеми этими факторами, сейчас кому-то из нас придется идти наверх за группой и пострадавшим, кому-то рубить деревья. Вверх пошли Паша и Саня. Я, Женя и два Сергея остались рубить деревья.

Александр Иванович расстегнул рюкзак в надежде найти в нем топор, но вскоре грязно выругался, так как рюкзак с топором улетел в вертолете. Но зато обрадовались мы. Рюкзак, как рог изобилия, был наполнен колбасой, хлебом, шоколадом, водкой, перелитой в пластиковые бутылки, и минеральной водой с большим содержанием соли. Это была самая вкусная вода в мире. За нее я готов был отдать что угодно (кроме чести, конечно :) ).

Пока мы ели по куску колбасы и плитке шоколада, пили вкусную воду, Александр Иванович рассказал нам наши перспективы. Мы узнали, что с другой стороны хребта стоит группа спасателей, другая команда спасателей уже на хребте, подходит к верхней группе и поможет в транспортировке Кости вниз. Мы же должны очистить площадку тем, что у нас есть, и ждать прилета вертолета, который в принципе может не прилететь, если небо затянет. Мы взяли ножи, а их у нас было два и со скоростью бобров начали строгать толстенные стволы. На фоне Жениного ножа мой смотрелся совсем несерьезно, он гнулся и не хотел входить в дерево. Рабочим был только один, но и он не мог перерубить толстые стволы деревьев. Вот и пригодилась «морковка», которую я предусмотрительно положил в драйбэг. Мы закидывали «морковку» на верхушки деревьев и, подрубая стволы, валили их.

Все, работа сделана и ожидая вертолет, мы сели доедать шоколад. Не прошло и минуты, как из-за хребта появился геликоптер и начал снижение. Теперь мы знали точно - это наш рейс. Вертолет опять завис, касаясь земли одним колесом, и мы быстро запрыгнули внутрь. Мы набрали немного высоты и зависли над оставшейся частью группы. Нам нужно было выбросить им оставшиеся продукты и теплые вещи на случай ухудшения погоды и невозможности вылета самолета. Я увидел свой рюкзак, набитый спальниками и палатками. Взял его, как родного, и попрощался. Как парашютист, я знал, что может случиться с рюкзаком, упавшим с высоты в пятьдесят метров на скалы. Никому я не смог доверить десантирования рюкзака и сам вытолкнул его из салона вместе с носилками и продуктами, которые остались. Вот мы набрали высоту и взяли курс на базу. Вот внизу опять тонкой нитью течет Утулик, который мы не смогли пройти до конца. И вот синее покрывало Байкала. Заходим на посадку прямо над озером, садимся на футбольное поле, открываем дверь и чувствуем, что мы в центре событий. На стадионе наши оставшиеся ребята: Слава, со сломанной рукой, Андрюха, который проспал вертолет и наш водитель Виталя, который, наверное, больше всех переживал за нас. Все они с того момента как пришла весть о наших проблемах, звонили в экстренные службы, держали связь с Новосибирском и собирали нам продукты и вещи. Среди встречавших нас были и женщины, с которыми мы танцевали на дискотеках, и сотрудники столовой, и много разных зевак, которые уже по радио услышали о пропавшей группе. Мы вышли из вертолета, собрались с ребятами и начали ждать. Нужно было время для того, чтобы спустить Костю к площадке. Ко мне подошел еле стоящий на ногах парамедик. Они уже приговорили 0,5 и теперь догонялись пивом.

- Вы очевидец? – спросил он меня
- Да.
- Расскажите, какого характера травмы у пострадавшего? – поинтересовался он и достал какие-то бумажки для заполнения.

Я вскипел. Он сейчас должен быть там, где со сломанной ногой и сотрясением лежит Костя, а он пьяный пытается отписаться бумажками. Моему возмущению не было предела.

- Слетай туда и посмотри?! – ответил я.
- Кто Вы такой, чтобы называть меня на ты?!, - возразил он.

Вот тут-то я взорвался и пошел к нему поближе для того, что бы предъявить свой аргумент, но меня прервали ребята, сказав, что вертолет все-таки их службы и пускай сначала вернутся все ребята. Мы ушли в столовую. Милые женщины, которые помнили нас как веселых ребят в белых халатах, принесли нам еды и все время причитали. Оказывается, они ждали нас до ночи все те дни, когда мы должны были вернуться. Даже директор базы не мог их разогнать с рабочих мест.

Как же хороша горячая еда. И полстакана водки сейчас пьются как обычная вода – не запиваясь и не ударяя в голову, а просто согревая внутри.

Вышли из столовой, Женя угостил нас коньяком. Мы выпили за возвращение и опять не почувствовали ничего опьяняющего. Видимо, люди в том состоянии, в котором мы прибывали, не пьянеют.

Вот возвращался вертолет, и мы поспешили на поле. Во второй группе опять не было Кости. Его еще не успели спустить, но уже пришли ребята из МЧС, и процесс значительно ускорился.

Третий рейс вертолета и все, кроме тех, кто остался на реке, вернулись. Для осмотра Кости вызвали скорую помощь, так как парамедики уже с трудом стояли на земле. Костю решили отправить в Иркутск вместе со Славой, который должен купить билеты на завтрашний поезд.

Все первым делом отправились в столовую. Вкусная еда и водка стаканами, вот наш сегодняшний ужин. Тосты в честь спасателей и спасенных, шуточные и серьезные. Все вернулись - и это главное.

Как ни странно, но многие в эту ночь до утра веселились на дискотеке. Я же, собрав свои вещи по базе и съев омуля, лег спать, думая о напарнике, который сейчас сидит на берегу реки и грустит. Его заберут только завтра – топлива вертолету хватит только на полет до Иркутска.

Утром мы погрузились на микроавтобусы и, попрощавшись с оставшимися гидами и персоналом базы, поехали на станцию Слюдянка для посадки в поезд. Покупка омуля, распределение оставшегося пива, размещение в вагонах – вот те проблемы, которые нас теперь могли тревожить. По радио мы услышали о своих похождениях из новостей. Оказывается, Костя сломал руку.

Весело стучат колеса, и завтра мы будем в родном Новосибирске. Всю поездку до Новосибирска думаю о том, что мог изменить и чего не допустить, ругаю себя за слабости.

Вот и родной город. За окном куча встречающих, которые переживали все то время, пока были в неведенье, что снами. Фотографирование на память и расставание с очень интересной командой. Подхожу к Павлу С., вот образец для руководителя, жму на прощание руку и расстаемся с хорошими пожеланиями.

Сажусь в машину и с дочерью на руках еду домой. Главное, чтобы путешественника ждали, тогда он точно вернется.

Полезная информация