Шершнёва Елена , Алтайский край
Чуйский тракт.
Нетехнический отчёт об автопутешествии.
«Там, где вечно дремлет тайна,
Есть нездешние поля.
Только гость я, гость случайный
На горах твоих, земля…»
С. Есенин
Сборы.
- Рюкзаки собраны. Надо топор у Вовы попросить.
- Зачем?
- Ты чего? Дрова рубить.
- Мы же не в поход идём. А зачем нам столько пустых бутылок?
- Для воды.
- Ты все свои планы озвучила?
- Почти. А запасное колесо у нас есть? А лопата?
(Может быть, придётся в степи ночевать. Дров и воды там точно нет.)
День первый. Новосибирск – Адару.
Уже несколько часов мы движемся по трассе М-52. Нашу машину неспешно обгоняет серебристый Мерседес. Не слишком ли медленно мы едем? Спрашиваю у Коли:
- Какая у нас скорость, капитан?
- 140, штурман.
Пожалуй, можно и помедленнее. Я смотрю вперед, стараясь заглянуть за линию горизонта, и пытаюсь понять, куда же мы мчимся, не замечая скорости? Убегаем ли мы от самих себя, своих тревог, ошибок и нерешённых проблем или возвращаемся к себе? Где-то на нашем пути будет такой момент, когда мы окажемся, словно в другом измерении, там, где время течёт по-другому, там, где приходят простые ответы на все вопросы.
Вот и долетели мы до Алтая. Все кругом вызывает приятные воспоминания. Вот здесь когда-то покупали мёд, пробовали его с ложки, смотрели друг на друга и довольные кивали головой. В самом первом доме в Сростках купили плетёную корзину. А здесь видели допотопный мотодельтаплан.
Не успели оглянуться, как появились знакомые толпы туристов в районе старого айского моста, на который мы сворачиваем. Проезжая над Катунью, успеваем рассмотреть новостройку на скалистом острове. Вот это отель! Словно швейцарский замок. А мы сегодня останавливаемся на ночёвку на территории турбазы «Адару» и условия наши довольно скромны. Ставим палатку на берегу заводи Катуни. Вид с нашей стоянки просто чудесный! Два маленьких островка, галечный пляж, леса и горы вдалеке - словно иллюстрация к сказке.
Вечером поужинали в кафе и совершили прогулку на горнолыжный склон. На первый взгляд трасса небольшая, метров восемьсот. Зато бесконечно долгий спуск по дороге на базу может сравниться с Шерегешем!
После прогулки, сидя у костра, я поняла, как смешно было расстраиваться из-за забытых дома светофильтров и инструкции к фотоаппарату. Самое главное, что мы забыли – это тёплое шерстяное одеяло. От наших видавших виды спальников осталось только название. Тепла никакого. Поэтому стараемся согреться впрок у живого огня, поедая немытую дыньку с дымком, нарезанную при свете фонарика!
А потом мы согрелись, легли на коврик и смотрели на белые звёзды. И вот оно, произошло перемещение куда-то в параллельный мир. Я вдруг физически почувствовала, как колесо времени замедлило свой бег и почти остановилось, оно завязло в густой черноте алтайской ночи, последний раз скрипнуло и дальше покатилось медленно и неслышно. Окружающий мир больше не мелькал бесконечным калейдоскопом событий, он выстроился в определённом порядке, образуя единственно правильный узор. В этом другом мире всё точно такое же, иными становимся мы. Мы, городские жители, лишённые привычного комфорта, лежим на земле и слышим её дыхание, мы протягиваем руки к небу и чувствуем холод звёзд. Потом, в палатке, я открыла глаза и увидела абсолютную темноту. Мне казалось, её можно потрогать, такая она была густая, тягучая и влажная.
Не знаю, что нас ждет на нашем пути, но ради одного этого вечера стоило уехать на сотни километров от дома.
День второй. Адару – Ильгумень.
К одиннадцати утра мы сворачиваем наш лагерь и двигаемся дальше по Чуйскому тракту со всеми традиционными остановками: на мосту через Катунь в Усть-Семе, на Семинском перевале и на перевале Чике-Таман. На Чике-Тамане хотели проверить, действительно ли отсутствует столбик с номером «666», да увлеклись дорогой и забыли.
Далее, в Онгудайском районе пейзаж становится все более пустыным. За деревней Купчегень поворачиваем налево по указателю «Кордон». Здесь, в устье Большого Ильгуменя, расположена небольшая турбаза, на которой останавливаемся до завтра. Я приезжала сюда позапрошлой зимой, место показалось необыкновенным, затерянным среди гор и степей. Очень хотелось взглянуть на него летом. В прошлом году кроме зимнего двухэтажного дома и нескольких летних домиков здесь появились аилы на четырех человек. Народу стало больше, тем не менее, сохранилась неповторимая атмосфера этого места, скрытого горами, степными террасами и ревущей Катунью.
Наше автомобильное путешествие я по привычке называю походом, однако общего с походом мало, разве что палатка и приготовление еды на костре. А здесь нам не разрешили ставить палатку, приходится заселяться в домик. Эх, не спрятаться от цивилизации, она преследует нас по пятам. А вот от свежей баранины зря отказались, это я потом поняла, когда все вокруг начали жарить шашлыки у нас на глазах.
По старой памяти веду Колю к древним рисункам. Мой вечный скептик подвергает глубокому сомненью возраст изображений. Ну, да ладно, мы ещё не раз столкнёмся с загадками прошлого. Они здесь повсюду. Само это место, на котором мы стоим, волшебное. Смотришь на эти камни, осыпавшиеся некогда с крутой скалы, и, будто слышишь и видишь, как они падают. Вечернее солнце наполняет тёплыми красками всё вокруг, и мы спешим сделать фотографии из серии «Я и Камень» («Я на камне», «Я под камнем», «Я – Камень» и т.д.).
День третий. Ильгумень - Курайская степь.
Прекрасным, солнечным утром наш костёр отказывается гореть. Что только Коля с ним ни делает. Дрова нам выдали какие-то сырые. Народ из соседнего аила наблюдает за нами и, кажется, делает ставки. В конце концов, нервы у людей не выдерживают, и они отправляют к нашему домику посла с какой-то огненной жидкостью в бутылке. Добрый человек брызгает на наш упрямый огонёк, и дело идёт на лад. Неспортивно это, ну ладно. Теперь вода не закипает. Мне так надоело сидеть возле упрямого чайника, что я встаю, разворачиваюсь на 180 градусов и лезу в гору, под которой как раз стоит наш домик. Вот ещё немного, до тех камней, потом по куруму, и вон на ту глыбу. Буду смотреть свысока на всё и забуду про этот чайник. Крапива злющая, колючки зверские, камни непролазные: все встают на моём пути к спокойствию. Вот и глыба моя, а на ней, боже мой, … греется змея. Пока рассматриваю: гадюка не гадюка, она уползает. Я и про фотоаппарат забыла. Теперь мне мерещатся змеи везде. Так и не найдя спокойствия, спускаюсь наикратчайшим путём обратно. А внизу уже и завтрак разогрелся и чай закипел. Ну, в смысле, не само, конечно всё сделалось, а Коля постарался, пока я искала душевное равновесие.
После завтрака я обнаруживаю в Катуни вполне безопасное для купания место. Как раз после порога Ильгумень. Стоило только сбросить с себя одежду и бултыхнуться с головой в воду, как тут же появляются водники на катамаране. Кажется, не заметили, им и так хватает сложности на этом участке. Вот теперь можно, никого не отвлекая, лечь на горячий камень и забыть обо всём на свете. Ледяная вода и ласковое солнце на берегу горной реки – я так давно об этом мечтала! Даже нестерпимая головная боль капитулировала.
Сегодня решили ехать дальше. Я ставлю диск «Алтай-кай» в автомагнитолу и мы выезжаем в степь под горловое пение.
- Это единственное место, где я могу слушать твою музыку, - говорит Коля. Видимо, ему тоже хорошо.
Уже горы выросли выше, степи раскинулись шире, деревьев почти нет. Так спокойно стало и легко. Мысли из головы выветрились, лишь мелькают десятки алтайских названий, вычитанных в интернете перед поездкой. Несколько раз за день происходит такой диалог:
- Коля, Мендур-Соккон?
- Деревня по пути к Девичьим плёсам.
Дался мне этот Мендур-Соккон. Как в своё время в Тайланде pineapple.
- Слушай, слово привязалось, не помню, что такое pineapple?
- Ананас.
- Ах, да, ты говорил.
Потом в кафе сок заказываю.
- А как по-английски ананас?
- Pineapple!!!!
Это очень приятно, вот так отупеть в дороге. Никаких мыслей, только обострённые чувства.
Первую остановку делаем через шесть километров. Уж очень загадочная здесь высокая стена из спрессованного серого песка.
Потом выходим, не доезжая посёлка Иня. Степная терраса так и манит доехать до обрыва, взглянуть вниз, на Катунь. С дороги реку не видно, а она вот где спряталась, под высокой террасой.
В Ине покупаем предметы первой необходимости: хлеб, спички и топор.
- Коля, зачем нам второй топор?
- Пригодится, он хороший, как у Вовы.
- Деревья кончились, что ты рубить собрался?
- У меня дрова в багажнике, мало ли где ночевать будем и воды нужно набрать во все бутылки.
Потом отправляемся пешком смотреть на первый в мире подвесной деревянный мост, построенный в 1936 году. Он до сих пор цел, по нему можно ходить, и, вероятно, ездить можно, только дорогу перенесли уже давно и построили невдалеке новый мост.
Встречаем неподалёку от дороги каменную бабу – столб высотой около двух метров. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что это мужик. Вернее, извините меня, часть мужика, причём, очень правдоподобная. Что означает сей фаллический символ – остаётся только гадать. Наверное, это символ плодородия.
Следующая остановка - над слиянием Чуи и Катуни, где такой простор открывается, такая свобода и воля кругом, что кажется, земля тебя уже не притягивает, и ты летишь. Чуть дальше по трассе есть съезд к самой стрелке двух рек, но нам сполна хватает впечатлений от увиденного сверху.
Сегодня планируем доехать до Курайской степи. Слева к дороге вплотную подступают горы, справа за обрывом бежит мутная Чуя. На каждом опасном повороте по несколько памятников, поневоле сбросишь скорость. Так, никуда не спеша, проезжаем посёлки Чибит и Акташ. Дальше по этой трассе никто из нас двоих раньше не был. Через несколько километров я неожиданно обнаруживаю на обочине дороги человека, разговаривающего по телефону. Снова есть связь, можно позвонить. Кроме того, вдруг открылись белые склоны Северо-Чуйского хребта. Снежные горы меня всегда ошеломляют и лишают покоя. Они словно оставленные мечты, рано или поздно сами дадут о себе знать. В груди что-то распахнулось, потом сжалось и сладко заныло, ехать дальше не хотелось. Вот туда я всегда хочу - к снегам, ледникам! Хотя бы подойти, потрогать. А ведь был предварительный вариант путешествия - Актру. Уж никак я не думала, что мы увидим такую красоту прямо из автомобиля!
Под впечатлением от увиденного мы проскакиваем посёлок Курай, где по моим скромным разведданным в последнем доме живет некий Николай, сдающий свой домик туристам. Сворачивать с трассы не хочется, так как уже по обе стороны от дороги начинается Курайская степь. Вот она, красавица! Даже пасмурная вечерняя погода не портит ощущений, а наоборот, затеняет жёлтые просторы и добавляет суровых красок снежно-голубым горам все того же Северо-Чуйского хребта. Я выхожу из машины и вдыхаю ледяной воздух, пахнущий сухой травой, коровьим навозом и снегом. Не по-летнему холодный ветер отрезвляет и заставляет задуматься о ночлеге. У нас есть вода и дрова, можно ставить палатку в любом месте, но больно уж здесь сурово, хочется спрятаться где-нибудь на берегу реки. Название первой встретившейся речки звучит так, будто кто-то споткнулся и упал на ровном месте - Тыдтугем.
Проехать к берегу на «Рауме» невозможно, так как вдоль дороги прорыты траншеи, а лопаты у нас нет. Зато в этом месте степь сужается до относительно узкой террасы над Чуей. Мы сворачиваем направо и разбиваем лагерь рядом с рекой. Напуганная змеями, я рою траншею вокруг палатки нашим новым топором, разумеется, тупым. Лучше бы это делать лопатой, а вынутый дёрн потом аккуратно вставить обратно. Совесть меня мучает - порчу Курайскую степь. Тут ещё Коля ходит вокруг меня со вторым топором.
- А ты знаешь необходимую ширину и глубину траншеи?
- А диаметр змеи знаешь?
- А как змея залезет в закрытую палатку?
Через полчаса мне приходит в голову страшная мысль: а ведь гад ползучий мог залезть в открытую машину, пока я тут пласталась. И что на меня нашло? Никогда мы эти траншейки не рыли и змеи кругом ползали. Ну, должно же быть в путешествии что-нибудь опасное. Нет его, так придумаем. Пока я выдумывала опасности, Коля насобирал дров на берегу, развёл костёр и поставил на огонь котелки.
Ночью в палатке вспомнилось, что плотность населения на Алтае – 2,2 чел. на квадратный километр. На нашем квадратном километре нас двое. А кто ещё две десятых? Видимо, Бальзак и О. Генри. Мы их взяли на случай скуки, а скорее случайно, от растерянности. Это теперь мы понимаем, что в автомобиль можно было взять хоть чёрта лысого. А дома собирались по привычке, как в поход, всего по минимуму. Потом решили взять что-нибудь, чего в походе себе не позволяешь. Нет, чтобы одеяло шерстяное или сковородку, или старую пуховую куртку. Позволили себе литературу. Интеллигенты…
Я ощущаю всеми органами чувств, что мы – единственные два человека во всей этой степи, последние мужчина и женщина во всём мире, даже без двух десятых…
День четвёртый. Курайская степь – Чуйская степь – Ильгумень.
Как хорошо уединиться в таком месте, где нет ни единой души! За всё утро по Чуйскому тракту проехала одна машина. Чуя шумит, ветер гуляет, а больше ни звука. Высоко в небе два журавля улетают от серой тучи к солнцу, в сторону Чуйской степи, и один говорит другому: «Смотри, человек сидит в степи». «Да нет, это камень», - отвечает другой. А я уже полчаса неподвижно сижу на брёвнышке и смотрю то на журавлей, то на странные коричневые пятна на жёлтых холмах в нескольких километрах к югу. Вчера их не было. Интересно, кони или коровы? Иду к машине за биноклем, оборачиваюсь – нет пятен. В это время из палатки выползает Коля.
- Доброе утро.
- Доброе. У меня галлюцинации.
- А голова?
- Прошла.
- Ну и хорошо.
А ведь действительно, чудо как хорошо! Костерок быстро разгорается, благо дров полно на берегу. И чай с вареньем готов и вчерашние кабачки с картошкой разогрелись. За завтраком я ненароком поднимаю голову и вижу, что на верхней ступени террасы в нескольких метрах от меня стоит собака. Лучше бы продолжала голова болеть. Даже не знаю, говорить ли Коле, но он тоже видит пса. Групповая галлюцинация. Беру бинокль и поднимаюсь наверх. Собаки нет, но вернулись коричневые пятна. Теперь я их рассмотрела, это коровы! Они больше не исчезают!
Мы покидаем самое уединённое место в мире, и двадцать километров дальше на юго-восток превращаются в сплошной мираж. Горы становятся выше и безмолвнее, меняют свой цвет за каждым поворотом. Встречный скот бродит по склонам и, кажется, жуёт щебень, ведь травы почти нет. Разноцветная пыль, которую поднимают в воздух редкие автомобили, влетает в открытое окно вместе с запахами стоячей воды, мокрой глины и горячего асфальта. Так мы доезжаем до Чаган-Узуна. Здесь я закрываю атлас республики Алтай и окончательно перестаю верить глазам своим. Мы стоим на обочине, глядя по сторонам, и нет конца и края Чуйской степи. Можно бесконечно долго всматриваться вдаль на десятки километров – все только осыпные склоны гор невероятных цветов, жёлто-зелёные холмы и выжженная степь. Только едва заметные одиночные строения, серые полосы грунтовых дорог, да деревянные строения на казахских кладбищах напоминают о присутствии человека. Если долго вот так стоять, то можно услышать, как вольный ветер шелестит по долине реки, не встречая препятствий, и тихо шепчет её имя: «Ч-ч-у-у-у-я…». Река здесь тихая и ленивая, движется едва-едва. Лишь ветер её подгоняет.
Сворачиваем по мостику в деревню. Так и не найдя дороги на Бельтир, возвращаемся на М-52. И тут же обнаруживаем на далёком склоне холма грунтовку, ведущую на юго-восток. Нет, на «Рауме» неправильно туда ехать. В голове песня вертится: «восемь суток на тракторе по снежной степи…». Снега пока нет, но кто его знает, полюс холода всё-таки. Зимой абсолютный минимум составляет минус 62 градуса. Высота – около 1800 метров. (Это я снова атлас открыла).
От Чаган-Узуна до Ортолыка едем молча. Описания бессмысленны, так как любые слова, произнесённые или написанные, превращаются в пыль алтайской дороги, унося из сердца что-то важное, обретенное здесь. Это как признание в любви, в котором слова – лишь ритуал, когда невозможно выговорить, что чувствуют сердце, душа и тело. Возле Ортолыка мы снова выходим. Коля держит в руках бинокль, а я – фотоаппарат. Позабыв воспользоваться и тем и другим, мы смотрим вперёд. Говорят, 100 километров - и Монголия. А мне кажется, я вижу то, что не обозначено на карте - там открывается ещё одно измерение.
Вскоре нас догоняет серая туча, солнце скрывается окончательно, и мы начинаем обратный путь. Как бы далеко мы ни заходили, всегда возвращаемся назад. Едем медленно, чтобы не расплескать впечатления. Останавливаемся где-то посреди Курайской степи рядом с ящиком с песком. За высохшей речкой неожиданно обнаруживаем скалу с небольшими гротами, а под ней – поляну с закопанными камнями, образующими периметр квадрата примерно 10 на 10 метров. Все виденные нами курганы были круглыми, тут что-то другое.
- Как думаешь, что за древнее сооружение?
- Этой фикции может оказаться года три, не больше.
Так и едем озадаченные до самого Акташа, где поворачиваем в сторону Улагана. Дорога щебёночная, вся в рытвинах. Да ещё и мелкий дождик моросит. Выходим только у Красных ворот. Интересный проём в скале. Сколько раз видела фотографии, а в действительности всё намного более впечатляюще. Принимаем решение после первого озера возвращаться на Чуйский тракт. Вот и оно – озеро Чейбеккель. Чёрное какое-то, пасмурное, неприветливое. В туристических отчётах я читала, что дальше по дороге будет много красивых озёр, в том числе Мёртвое, которое вероятно изображено на картине Григория Гуркина «Озеро горных духов». Оно же является прообразом к рассказу Ивана Ефремова. Эх, жаль, не увидим его. Как потом оказалось, Чейбеккель – и есть одно из мёртвых алтайских озёр. В нём не водится никакая живность, даже птицы не садятся на поверхность. То ли из-за залежей ртути, то ли из-за какого-то другого опасного месторождения. И что же здесь художника и писателя вдохновило? Видимо, они не были на Дарашколе или Аккеме. А может, на то они и люди искусства, что видят вдохновение там, где мы проходим мимо.
Вернувшись на Чуйский тракт, мы едем до скалы Калбак-Таш. Здесь можно пройтись с экскурсоводом, но мы отправляемся искать петроглифы самостоятельно. Надо сказать, обнаруживаем мы их не сразу. Я чуть ли не ползком исследую огороженный верёвкой участок и ничего не вижу. Как вдруг Коля, который в паре метров от меня недоверчиво посматривал вокруг, говорит: «Да вот же они, повсюду! Нужно отойти немного». Думал ли древний художник, что в двадцать первом веке я буду смотреть на эти изображения и пытаться их понять? Что, задумавшись о вечности, я спрошу себя: что останется от нас через несколько тысяч лет? Цифровые технологии? Полиэтиленовый мусор? Чуйский тракт, ради которого в двадцатых годах взорвали половину скалы? А может быть, сохранятся только эти три тысячи петроглифов на Калбак-Таше, а наши жизни лишь мелькнут и погаснут в темноте бесконечности. Рассматриваю дальше и дальше. С животными более-менее понятно. Вот коровы в яблоках, вот гончие псы, горные козлы, олени. Вот рисунок чудища явно двадцатого века. Вот всадники. Больше всего меня поражают инопланетяне. Мужчина и женщина с хвостами и в шлемах, а под ними бегают те самые гончие псы. Коле кажется, что это не хвосты, а какие-то дубинки, а на голове у существ - шляпы. А ещё он думает, что всё это выдолблено нашими современниками. Ну, что поделаешь, кто-то должен сомневаться. Как мы узнали позже, экскурсовод очень интересно рассказывает об этих рисунках, но мы этого не знали и много потеряли.
После Калбак-Таша погода окончательно портится. По дороге к Ильгуменю нас застигает дождище проливной. Гром грохочет прямо как будто в горах, молнии до нас не долетают, цепляются за вершины и разрываются где-то там, высоко-высоко. Вода сплошным потоком застилает лобовое стекло. Как хорошо, что мы не велотуристы! Вон они, бедолаги, стоят на обочине, вымокли до нитки.
В поисках альтернативы Ильгуменю проезжаем почти до самого Купчегеня, все дикие места ночлега расположены рядом с дорогой. Затем возвращаемся до платной стоянки в устье Большого Яломана, которую нам посоветовал один общительный алтаец. Но место оказалось неуютным, вытоптанным, бездушным каким-то. Хозяева – русские. За установку своей палатки денег не берут, но стоянка машины – 200 руб. в день. На Ильгумене стоянка 50 руб. и домик 300 руб. за двоих. Не в деньгах дело, конечно, а в атмосфере. Ну что же, здравствуй, Ильгумень! На самом деле у этого места есть название – Кур-Кечу. В степи рядом с просёлочной дорогой стоит плакат с надписью: «Памятник археологии Кур-Кечу. Проезд запрещён».
День пятый. Днёвка.
После завтрака мы решаем остаться на дневку, собираем маленькие рюкзачки и отправляемся на прогулку вдоль берега Катуни. Единственным препятствием является скала, которую нужно перелезть. Я была здесь зимой, примерно помню направление и где-то должна быть веревка или бревно какое-то.
- Я почти угадала, это лестница.
- Сусанин, ты точно дорогу знаешь?
- Клянусь. Я точно знаю, что через скалу две дороги, но вот где они…
Дальше одна из дорог находится сама и уже не теряется на протяжении восьми километров степных террас. Вокруг трещит саранча разных цветов, скачут кузнечики размером с лягушку, какие-то птички малые щебечут, вот из-под ног вылетела стая куропаток, словно из засады. Высоко в небе жалобно кричат коршуны и ещё много едва заметных звуков. А вот какой звук издаёт выползающая из-под Колиного кроссовка змея, я не успеваю расслышать. Коля не видел на Алтае ни одной змеи и считает, что это всё мои выдумки, галлюцинации. Вот и теперь я стою временно парализованная, а он спокойно сидит на самом змеином месте. Разве что Гребенщикова не цитирует: «Я змея, я сохраняю покой. Сядь ко мне ближе - ты узнаешь, кто я такой…» Я, конечно, знаю, как выглядит гадюка, знаю, что она постарается уползти, что она не всегда яд выпускает, и укус не смертелен. Раньше до ужаса змей боялась, но не видела их. После того, как я кое-что про них прочитала, мне спокойнее стало, но теперь я этих гадов вижу.
Больше никаких неприятностей по пути не происходит. Сплошное благоденствие, покой и равновесие. Так бы идти и идти, заглядывая за новые повороты, прислушиваясь к птицам и отгадывая местные загадки. Загадка первая – это огромные грибы. Они растут повсюду, похожи на настоящие шампиньоны. Правда, когда я в последний раз была уверена, что нашла шампиньон, он оказался классической бледной поганкой. Неужели столько поганок в таком чудном месте?
Загадка вторая. Мы подходим к краю террасы и вдруг видим внизу поляну, заросшую густой травой. В центре поляны – трава аккуратно примята по кругу, будто что-то закручивалось по спирали. По поводу диаметра круга наши мнения расходятся. То ли десять метров, то ли пятьдесят. Спускаться в густые заросли не хочется, а на глаз масштаб не определяется. Неужели инопланетяне?
Загадка третья. По противоположному берегу проходит тропа, которая в некоторых местах укреплена каменной кладкой. Быть может, раньше по этой дороге ходили люди, когда в устье реки Айлагуш были два зимовья. А теперь ходят только коровы. Если эта тропа для коров, то непонятно, зачем животным ходить так далеко на пастбище? С нашего берега загадочными выглядят и дорога и коровы.
И вот мы подходим к тому месту, где на противоположном берегу в Катунь впадает Айлагуш. Какой же там замечательный песчаный пляж! А с нашего крутого берега спусков к воде нет, лишь только чудесный вид на долину Айлагуша. Однако, внимательно посмотрев вперёд, мы замечаем и с нашей стороны песчаный берег. Проходим немного дальше, и, ура! Вот и тропа до самой воды и райское место для отдыха среди каменных валунов и черного песка, истоптанного лошадьми. Что нужно двум слегка уставшим путникам в середине пути? Конечно, искупаться. Мутная ледяная вода смывает усталость, грусть и сомнения и мы выходим на берег другими людьми. Спасибо тебе, Катунь, ты снова нас очистила. А после сидим на камне, греясь в лучах щедрого солнца, вдыхая аромат чабреца, обедаем сухофруктами и, кажется, ничто не может нарушить блаженства. Ан нет, стоит только расслабиться, как тут же появляются водники на катамаранах и рафтах. Здесь такая примета: пошёл купаться – жди водников. Ненадолго одевшись, мы наблюдаем, как они проходят порог, а потом опять бежим купаться. И вновь сидим мокрые и голые и смотрим на бегущую воду. Река неудержимая и чувственная. Никакие преграды не сдерживают её напора, а напротив, придают ей ещё больше силы и страсти. Ни одному камню не скрыться от её течения, как человеку не спрятаться от своих чувств и желаний. Из наших голов тонкой голубой струйкой вытекают мысли и уносятся бурлящими потоками. Я смотрю, как испаряются капли воды на моей коже под настойчивым алтайским солнцем и, кажется, становлюсь невесомой, как пар, и вот уже улетаю к небу и растворяюсь в лёгком облаке. А внизу на тёплом валуне греются два человека – в этот момент они безмятежно счастливы.
Вечером мы идём в местную баню, продолжать праздник души и тела. Глядя на дымовую трубу и не видя дыма, я грешным делом подумала, что алтаец Аркадий нас недопонял и не затопил. Утром на все вопросы он отвечал «угу». Захожу баню, открываю парную и не могу вдохнуть, такой там горячий воздух! Ай да Аркадий, ай да молодец! Когда я была в этой баньке зимой, так и не решилась окунуться в прорубь. Тогда я выливала на себя ведро воды и стояла босая на снегу в облаке пара, в темноте и тишине, глядя на россыпи звёзд. Сегодня спускаюсь по ступенькам к Ильгуменю, как в прошлый раз выливаю на себя воду, и она кажется мне тёплой. И мне совсем не важно, что на ведре написано «Для пола», что вокруг баньки ходят сердитые дамы с мочалками (Аркадий всё-таки кое-что перепутал, а именно – время следующего захода). Сейчас я снова счастлива, кажется – навсегда.
После бани сижу себе возле нашего домика, чай попиваю. Ничего не хочется, ни шевелиться, ни разговаривать. И тут подходит ко мне человек и спрашивает: «Шпрехен зи дойч? Ду ю спик инглиш?» Как назло, все немецкие слова вылетели из головы. Вертятся только две фразы: «Я тебя люблю» и «Я сегодня дежурный». Ни то ни другое не подходит. Хотела спросить его в свою очередь: «Парле ву франсе?», да передумала. Вдруг ответит «да», придётся общаться. Показываю на Колю рукой и говорю: «Инглиш». Отвечая на вопрос немца, чем тут можно заняться в течение пары дней, Коля рассказывает про нашу сегодняшнюю прогулку. Немец говорит, что столько они не смогут пройти, полегче бы что-то. И тут слышу, как Коля предлагает забраться на гору, под которой мы стоим.
- Коля, за что ты его туда? За Вторую мировую?
- Мы с тобой тоже собирались залезть.
- Я же вспомнила, что нужно со стороны Чуйского тракта, а ты его на скалы отправляешь!
- Да они матрасники, не полезут никуда.
Немец догадывается, о чём мы говорим, смеётся, показывает пальцем на гору и мотает головой. Слава богу. Кажется, говорит, что он уже старый для восхождений. Всем бы такую старость. Потом ему захотелось заглянуть в наш домик. Оставит он нас сегодня в покое? Ладно, показываю наш невероятный бардак. Чуть было не ляпнула: «Я сегодня дежурный». Теперь эта фраза подходит, но произнести её стыдно.
Ещё человек десять соотечественников нашего собеседника бродят по лагерю с чемоданами и дорожными сумками. Мы проходим мимо них, отправившись на прогулку к курганам, и по дороге наблюдаем такую картину. Возле аила с надписью «Администрация. Reception» стоит ярко-голубой транспорт, вылитый ГАЗ-66, только иностранный. В двух метрах от него на раскладных стульях расположились два солидных господина явно немецкого происхождения. Рядом стоит столик с парой бутылок пива. Молодцы господа, не пропускают ни одного мгновения в своём путешествии. Довольные такие, смотрят на закат солнца над Катунью и молчат.
Здесь каждый человек находит драгоценные минуты своего счастья и словно нанизывает их на нитку, чтобы собрать целое ожерелье, которому нет цены…
День шестой. Ильгумень - Адару.
Сегодня мы словно начинаем перематывать кадры давно увиденного фильма в обратном порядке. Неужели прошло всего несколько дней? Выхожу из машины на перевале Чике-Таман и, вдруг кто-то окликает меня. Это - Ира! Какая действительно приятная встреча! Ирина возвращается с группой туристов из Монголии. Я заглядываю в её глаза, и, кажется, вижу то, что недавно видела в Монголии она. Так и хочется спросить, открывается ли за Чуйской степью еще одно измерение? Всё это мы обсудим в Новосибирске.
К вечеру приезжаем к Тавдинским пещерам. Так и не найдя экскурсовода, отправляемся самостоятельно. Как оказалось, освещение в пещерах включают не каждый день. С нашим маленьким фонариком ни черта не видно, а так хочется пройти по всем коридорам! Коля вторит моему внутреннему голосу.
- Куда ты несёшься, я ничего не вижу.
- Мы до конца дойдём и вернёмся.
- До конца чего? А ты считаешь повороты? А как ты будешь возвращаться обратно? По каким лампочкам? Тут во все ответвления уходят провода с лампочками.
Дойдя до первого тупика, я бреду обратно. Жаль. В прошлом году я была в Каракокшинской пещере с инструктором. Никогда не забуду, как мы ползали по всем ходам-выходам. Без проводника неинтересно. Придётся вернуться когда-нибудь. Пещер здесь много, есть трёхчасовые экскурсии. С чувством лёгкой неудовлетворённости возвращаемся на турбазу «Адару». На следующий день здесь планируются две интересные поездки с посещением пещер и водопадов, но занимают эти путешествия целый день. Мы успеваем разве что на сплав, однако, погода, мягко говоря, прохладная и сплавляться не хочется категорически.
Ставим палатку на прежнем месте, и я отправляюсь искать уединения с фотоаппаратом наперевес. Сейчас чудесное время для фотосъемки: мягкое солнце, длинные тени. Тихо крадусь по галечному пляжу, чтобы не помешать девушке, которая в позе лотоса слушает музыку и тихо подпевает своему плейеру. Девушка меня всё же замечает, и, вздыхая, уходит. А вот гуляет сын местного доктора. Увидев меня, он забирается на высокий скалистый островок и устраивается под сосёнкой. Так и быть, иду в другую сторону, гуляю вдоль всего берега и возвращаюсь назад, чтобы поменять объектив. Наконец поднимаюсь на скалу рядом с нашей палаткой, в предвкушении тишины и одиночества. И что же? В тенёчке медитирует та самая девушка с плейером, а с другой стороны на солнышке греется сын доктора. Извините, ребята, ухожу. А рядом с палаткой уже стоят два рыбака. Да, это вам не Курайская степь. Плотность населения резко повысилась.
Тишина и уединение пришли сами вместе с чёрной ночью. Мы сидим у костра, в котором жарко горят дрова, привезённые с Ильгуменя. И в огне сгорают мосты, связывающие это мгновение с прошлой жизнью. Я бросаю на раскалённые угли остатки того, что мешает быть собой, то, что не смыло в голубую Катунь, что не развеяло холодным ветром по Курайской степи, что не выжгло упрямое солнце. Мы возвращаемся домой, обретя гармонию между добром и злом, между желаниями и разумом, собрав в единое целое фрагменты своих впечатлений от жизни.
День седьмой. Домой.
На трассе есть замечательное место – поле подсолнухов. Спускаюсь с дороги, чтобы их сфотографировать. Вдруг вижу, в траве что-то серое зашевелилось и поползло. Опять змея?! Оказалось – ящерица довольно внушительных размеров. Пока я пыталась поймать её в видоискатель, она вращала своими глазами, как объективами, а потом мгновение – и скрылась. Эх, когда ещё я увижу ящерицу. Мы проехали 1800 километров и впереди - лишь асфальт и бетон.
Новосибирск.
Иду по тротуару вдоль автомобильной дороги и перед глазами вижу Алтай. Вот кони пасутся, куропатки выпорхнули из кустов, ящерица греется на солнце. Стоп! У меня под ногами что-то длинное и серое. Змея?! Нет, это - ящерица сидит на бетонной дорожке и смотрит на меня своими сверкающими глазками.