Все рассказы

Восхождение на Синюху

Дмитрий , Алтайский край

Мысль о путешествии на Алтай возникла у нас еще ранней весной. Тогда же мы с Андрюхой решили согласовать свои отпуска и начать готовиться к походу в горы. Местом, куда мы решили идти, изначально был Тигирекский хребет, а конкретно гора Черная, что на границе с Казахстаном. Место выбиралось не случайно, необходимо было отвезти Юлю и Полину к бабушке в Кузнецово, и так чтобы это было по пути. Договорились с Андрюхой, что он приедет попозже, чтобы мы успели насладиться деревенской жизнью до его приезда, и соответственно до похода.

Во время деревенского времяпровождения (колки дров, прополки огорода) пришла мысль (точнее ее до меня донесли), что на Тигирек идти не стоит, потому что там медведи, рыси, волки. А посему стоит сходить на Синюху.

<От редактора: гора Синюха является главной вершиной Колыванского хребта. Абсолютная высота 1206 м>

17 июня встретились с Андреем в с. Курья (это, кстати, родина Калашникова М.Т.). Нас отвезли на автомобиле до оз. Белое, там искупались и пообедали. После чего родственники засобирались домой. Мы решили, что у нас мало хлеба, и нам надо его купить (зря мы так решили) и вернулись с ними до поселка 8 марта.

Затарившись хлебом, минеральной водой и перчатками мы двинулись к Синюхе. Сперва наш путь лежал через поселок, затем был пионерский лагерь, а после началась тайга.

По данным родственников Юли, тропа начиналась справа от горы по ходу нашего движения. Ну, мы и начали заворачивать вправо (дорога становилась все меньше похожей на дорогу). Тут мы увидели два автомобили и дядьку стоящего возле одного из них. Спросили у дядьки, куда нам идти, он сказал: «Не местный я, вот баба в той машине местная, она знает». Баба сказала, что мы идем не туда, нам надо было влево. Короче, тут мы поняли, что зря за хлебом ездили (да мы и не доели его), т.е. купались мы недалеко от того места, где тропа начиналась. Побрели обратно. Через некоторое время мы вышли на дорогу, ведущую к подножью. До Синюхи прошли три маленьких перевала, если их так можно назвать. На одном из них у меня зачесалась нога, смотрю, клещ ползет, после чего я пожалел, что надел кеды (клещи на белое любят падать) и заправил штаны в носки, так хоть некоторое время по одежде ползать будут, а не по телу. Встретили дедушку на тракторе, который спросил: «Чё, на Синюху пошли?», ну мы и поняли, что правильным путем идем. Перед самой Синюхой кто-то хороший и добрый поставил стол с окружающей его лавкой. Отдохнули, покормили комаров, и пошли дальше.

Дальше дорога закончилась и началась тропа. Пересекли ручей (а может, речку?), набрали воды. Тропа начала круто подниматься вверх. Идти стало тяжелее…

Не буду вдаваться в подробности, тем более что во время подъема эксцессов никаких не произошло, кроме атаки клещей. Через некоторое время Андрей услышал ручей, примерно на середине подъема, это решило проблемы с водой, по крайней мере, экономить ее мы перестали. Еще выше кто-то вставил в расселину скал трубку, чтобы воду легче было набирать, и рядом поставил портрет Христа с желтым ореолом вокруг головы. Причем ясно-понятно, что это было сделано зря, т.к. горы (да и вообще природа) абсолютно не способствуют впитыванию иудо-христианских нравоучений, и даже скорее им противоречат.

Часа через три стали появляться огромные каменные глыбы, а лес практически исчез. Местность стала напоминать тундру. Сначала появилась черемуха, причем цветущая (это во второй-то половине июня!), затем появились весенние цветы (купальницы, подснежники), низкорослые деревья (можжевельник, карликовая березка), а ближе к вершине и немного снега.

Часов в десять вечера мы добрались практически до вершины, точнее, до той части горы, на которой высятся скалы, являющиеся вершиной. Здесь мы и решили заночевать.
Быстро поужинав (очень быстро :) ), решили убрать остатки сгущенки подальше от палатки, на тот случай, если нас решит посетить непрошенный гость, например, медведь (чего, на наше счастье, не случилось). Легли спать, все бы хорошо, да вот клещи вместе с нами в палатку забрались, пришлось их отлавливать и сжигать на зажигалке.

Первая часть ночи прошла спокойно, потом пошел дождь и началась гроза. Это не просто была гроза, а такая гроза, которая всем грозам гроза:). Все дело в том, что Синюха - это самая высокая точка Колыванского хребта, и вершина находится как раз на уровне грозовых облаков. То есть мы оказались внутри грозовой тучи (это было не смешно). Кое-как переночевав (это даже нельзя назвать сном) и выглянув утром из палатки, мы увидели красоту неописуемую - мы сидели на облаках! В буквальном смысле - все облака были как раз под нами. Надо было сфотографировать сразу, но мы сфотографировали несколько позже, в то время, когда облака по большей части рассеялись (тут мы явно стормозили).

Потом был завтрак, позавтракали достаточно рано - часов в семь. Андрей в очередной раз зашил свои новые, расходящиеся по швам камуфлированные штаны, которые нам поставляют южные узкоглазые соседи - жители империи Цин.

После завтрака облазили скалы на вершине горы, такое ощущение, что это не скалы, а специально сложенные камни, причем очень напоминают стены древнего города. Отчетливо видно, что камни сложены так, будто бы подогнаны по размерам и форме один к другому (причем размеры у них огромные). Но на фотографиях этого не видно. Эти каменные стены расположены двумя полукольцами на вершине горы, и это лишний раз навело на мысль, что скалы рукотворные, будто бы какие-то древние гиганты-силачи поставили эти стены.

Приятно было ощущать себя на вершине, когда никого нет вокруг. Но не тут-то было. Внизу, у подножья горы, есть детский лагерь. Так вот эти дети периодически ходят на гору с инструкторами. Причем пока инструкторы заберутся, дети к тому времени облазят уже все окрестные скалы. Вот одна из таких групп попросила нас, чтобы мы их сфотографировали, выложив перед нами целый арсенал фотоаппаратов.

Короче говоря, народ ходил на гору до самого обеда, что нам надоело и мы решили спуститься. С горы мы буквально слетели, минут за сорок. От перепада давления пустые пластиковые бутылки, в которых ранее была вода, сжались. Спустились, как оказалось, вовремя, на Синюхе опять собрались тучки и началась гроза. К вечеру мы добрались до Колывани, уже и камнерезный завод не работал, и автобусы в сторону "цивилизации" не ходили. Да, чуть не забыл, возле Колывани есть мини-гидроэлектростанция. Какой-то мужик ее для себя построил, там все как надо у него, и дамба есть, и генератор, я думаю, киловатт восемь у него она дает, для дома хватит, а в водохранилище можно и рыбку поудить, да и, самое главное, "Рыжему" не должен за электричество. Посетив ГЭС, мы пошли дальше через поселок, и расположились за поселком на небольшой горе у ручья, в таком месте, где бы нас никто не видел с трассы, и чтобы нам было видно Синюху.

Утром с первым автобусом мы выехали в Кузнецово...