Хочу предложить краткую легенду автодороги М52 (Новосибирск-Бийск-Ташанта-Монголия), по которой езжу каждый год по нескольку раз, особенно летом, поскольку большой любитель активного отдыха.


Все рассказы

Легенда трассы М-52 \'\'Чуйский тракт\'\'

Константин aka gruss , Горный Алтай

Хочу предложить краткую легенду автодороги М52 (Новосибирск-Бийск-Ташанта-Монголия), по которой езжу каждый год по нескольку раз, особенно летом, поскольку большой любитель активного отдыха.

От редактора: это описание не является "классическим рассказом о путешествии". Однако легенда главной трассы Алтая наверняка окажется интересной и чрезвычайно полезной для многих читателей НГС.Туризм. А посему - с удовольствием размещаю ее здесь.

Легенда приведена по состоянию трассы на лето 2004 года.


Хочу предложить краткую легенду автодороги М52 (Новосибирск-Бийск-Ташанта-Монголия), по которой езжу каждый год по нескольку раз, особенно летом, поскольку большой любитель активного отдыха. Вся дорога - 990 км. По-моему - это до Ташанты (погранзастава), до границы от нее еще 20 км. Южный выезд из Новосибирска - километрах в 30 от центра города, после Академгородка. Самое оживленное направление. В пятницу и воскресенье вечером поток сплошной, много пробок. К городу примыкает новая трасса «Байкал», состоящая из дорог М-51 (Челябинск-Новосибирск) и М-53 (Новосибирск-Иркутск). Сейчас строят объезд вокруг Новосибирска. Насколько мне известно, до Новосибирска от Москвы везде приличная дорога. Расстояние от Москвы – около 3200 км.

Пост ГИБДД на южном выезде называется в народе "Вшивая горка". ГАИ на посту не особенно вредные, но часто стоят перед ним примерно в километре, перед последней развилкой на Академгородок, в "засаде". После поста дорога временами 2, временами 4 полосы. До Бердска фактически - 15 км, формально - он начинается сразу (после поста, в 2 км, стоят указатели – «Новосибирск» (зачеркнуто) и «Бердск» (начало города). Оба белые. Дорога хорошая, но больше 60 нельзя. Идет вдоль Обского водохранилища, летом много отдыхающих, перебегающих трассу. По обочинам активная торговля вареными раками и углем для мангалов. Основная масса отдыхающих горожан на выходные выезжает именно в этом направлении. Бердск объехать нельзя, а по городу ограничение «40» (около 5 км). При выезде обращайте внимание, граница города (знак) - через 2 км, а дорога уже как бы загородная. Народ после езды 40 сразу ломит за 100. ГАИ этим часто пользуются.

На протяжении последующих 30-40 км знаки "60" встречаются постоянно. Дорога реконструируется. В общем неплохая и сейчас, но удивляет оригинальной разметкой. Ладно, на спусках 1 попутная полоса и 2 встречных, а на подъемах наоборот. Так еще в паре мест есть 1 полоса в одном направлении и 4 на встречном. Поток транспорта в целом очень большой и уменьшается только после поселка Линево (60 км от "Вшивой горки"). До него - длинная череда сел и поселков, примыкающих к Искитиму. В Искитиме (45 км от горки) - пост ГИБДД (очень редко стоят), в Линево - опять пост (стоят чаще и сами злее). АЗС через каждые 5-10 км, а то и чаще. После Линево дорога окончательно сужается до 2 полос. В Черепаново (90 км) большой пост ГИБДД и развилка. Примерно через 10 км от Безменово (120 км) - граница с Алтайским краем. Если не заправились до Черепаново (последняя АЗС в Новосибирской области), лучше это сделать до Барнаула, дальше бензин обычно дороже. Дорога на границе из асфальтовой ненадолго превращается в бетонку (километров 10-12). В Алтайском крае многие дороги имеют одну довольно неприятную особенность. Их сверху покрывают «холодным асфальтом» - смесью мелкой щебенки и гудрона. Говорят, что это повышает сцепление с дорогой. Но когда едешь по «свежей» дороге, мало того, что машина вся будет в гудроне, так еще от встречных летит щебенка, как из пулемета. Особенно отличается этим дорога М-52 после Новоалтайска и до Горно-Алтайска.

Тальменка (15 км от границы) - очень вкусные шашлыки и стоянка «дальнобойщиков». Останавливаться нужно не там, где шашлыки справа, а там, где слева (чуть дальше, за поворотом). «Дальняк» - в основном фуры с фруктами из южных республик. У моста через реку Чумыш – пост ГИБДД. В Алтайском крае ГАИ в большинстве своем менее суровы, чем в Новосибирске, но их почему-то на дорогах значительно больше. Просто так не остановят, но за нарушение влепят по полной программе. Хотя это, возможно, лишь мое личное впечатление.

Через 10 км после Тальменки – развилка с отводом новой дороги на Кузбасс. Алтайцы очень ею гордятся, постороили 200 км отличной трассы по полотну недостроенной железной дороги за 10 месяцев. По этому поводу даже щит информационный поставили. Дальше дорога идет по оживленным местам, с большим количеством поселков, АЗС, кафе. Еще один пост ГИБДД, совместно с ВАИ – у пос. Сибирский (около 180 км от Вшивой горки). В этих местах по дорогам часто возят ракеты (не знаю, какие, может быть и «Тополя»). Надеюсь – это не великий секрет и меня не привлекут к ответу за разглашение. Ракетчики шпарят посередине дороги и страшно дымят, а обгоняющих шутки ради прижимают к обочине.

Перед Барнаулом дорога идет через сосновый лес. В конце лета по обочинам масса предложений лесной ягоды и грибов. После выезда из леса (200 км) начинается объезд г. Новоалтайска. Дорога реконструируется, со временем это будет отличная магистраль. На начало 2004 года готово примерно 20 км. ГАИ стоят, как правило, в начале и недалеко от развилки на Бийск. Трасса хоть и выглядит как магистраль, тем не менее органичение "90", а хочется больше. Примерно на 210 километре – развилка. Прямо дорога на Барнаул (15 км от развилки, проезд по мостам через Обь платный) и далее в Казахстан (Семипалатинск, дорога А349). Основное направление (М-52)– на Бийск (направо на развилке и через эстакаду). В 2000 году развилка реконструирована и стала отличной многоуровневой развязкой с многополосным движением. Отсюда до Бийска 135 км. После поворота дорога менее загружена транспортом, деревень тоже становится меньше. Полковниково (около 50 км от свертка) – родина космонавта Титова (есть указатель), АЗС, кафе. Бензин становится дороже.

Дальше дорога идет по красивым местам Бийско-Чумышской возвышенности. Смешанный лес, огромные распадки с красивыми видами. Дорога только что реконструирована, асфальт хороший. В Троицком (75 км) пост ГИБДД. Замечено, что там частенько останавливают просто так и «докапываются» до всяких мелочей. Дальше до Бийска постов нет. Вернее, есть один в Зональном (110 км), но я там никогда гаев не видел. На бийском посту меня ни разу не останавливали, хотя, по слухам, они там очень злобные. За постом, сразу после большой лощины – въезд в город. Есть два варианта проезда – через город и по новому мосту. Указателей на него до сих пор не было. Нужно просто сразу по въезду в город на первом перекрестке повернуть влево. Через город ехать наверняка ближе, но летом могут быть пробки. Проезд довольно прост – все время прямо по основной дороге. По слухам, летом ночью или рано утром ГАИ останавливают всех подряд у старого моста через Бию и буквально вымогают деньги. Через город ехать около 10 км. Открывается красивый вид сверху на центр старого Бийска. У моста прямо посередине дороги – музей им. В.Бианки.

Сразу после моста поворот направо на Белокуриху (70 км). М-52 идет прямо. Отсюда начинается знаменитый Чуйский тракт. Первые 20 км отличная дорога в 4 полосы. Следует обратить особое внимание на проезд через село Верх-Катунск (10 км после выезда из Бийска). Дорога (все те же 4 полосы) идет мимо деревни, даже домов за деревьями не видно, но знак «Верх-Катунск» - белый! Штрафуют за превышение нещадно! Через 35 км – Сростки (родина В .Шукшина, музей). В последнее воскресенье июля обычно проходят Шукшинские чтения, куда съезжается культурный бомонд со всей России. Вообще из этих мест (из округи в 100 км) родом такие люди, как В. Золотухин, М. Евдокимов, А. Булдаков, А. Панкратов-Черный, потом еще актер, игравший главную роль в «Любовь и голуби». Прямо рассадник талантов!

После Верх-Катунска дорога становится двухполосной, но со вполне нормальным покрытием. Все деревни (а их множество и они довольно длинные) дорога проходит прямо по центральной улице, где постоянно играют дети и ходят ленивые коровы. Этих животных дальше очень много. Их любимая привычка – выйти на середину дороги, встать поперек и с любопытством смотреть в сторону приближающейся машины. Уходит только после полной остановки последней и звукового сигнала. Лошади любят повернуться к машине задом и вообще не реагируют на гудки.

Дорога после Сросток выходит на берег Катуни. Летом вдоль всей реки стоят палатки туристов. Постепенно начинаются горы. Разгоняться, несмотря на хорошее качество дороги, невозможно. Масса поворотов, начинаются «бомы» (проезд вплотную к горе по дуге влево, в лучшем случае вправо, с одновременным подъемом а затем спуском, и с крутым обрывом к реке справа). Первый «бом» - при выезде из с. Старая Суртайка (60 км от Бийска). Где-то через 75 км от Бийска, после деревни с романтическим названием Долина Свободы – граница Республики Алтай. Пост ГИБДД у с. Майма (5 км. от границы) – останавливают почти всех и проверяют все вплоть до технического состояния машины. Майма (ударение на вторую «а») – очень длинное село, около 15 км. Примерно в середине – поворот влево на Горно-Алтайск (2 км) и далее на Телецкое озеро (165 км). От Маймы начинаются сплошные турбазы и кемпинги, гостиницы и придорожные кафе буквально беспрерывно. Местного транспорта (регион «04») практически не видно. В основном встречаются алтайские (22), новосибирские (54), кемеровские (42), томские (70), ханты-мансийские (86) и омские (55) номера. Попадаются московские (77, 99) и из других дальних регионов. Все это летом. Зимой – полная тишина, движения почти никакого.

Следующие 45 км дорога продолжает идти вдоль Катуни. У с. Соузга (не доезжая окраины) – сверток направо на канатный автомост через Катунь, к озеру Ая. Там хороший пляж, шикарный (***, что для этих мест уникально) отель и все, что нужно для отдыха. Проезд через мост платный. У моста множество кафушек, где можно недорого и вкусно поесть. Дальше дорога идет через с. Манжерок (помните песню Пьехи: «Ты скажи-ка мне дружок, что такое Манжерок…»?) и еще несколько поселков. Разгоняться невозможно: много транспорта, «бомы», коровы, дети, постоянно останавливающиеся автотуристы и прочие «прелести» курортной трассы. Недалеко от Манжерока есть старинное кафе «Аржан суу», по-русски шоферский источник (не перевод). Считается обязательным остановиться, умыться и набрать воды в дорогу. Сюда же ездят все свадебные кортежи из Горно-Алтайска. У с. Усть-Сема (55 км от Маймы)– развилка. Если кто видел фильм Шукшина «Живет такой парень», с Куравлевым в главной роли, он начинается с панорамы именно этой развилки и здания «Чайной». Здание за 40 лет не изменилось, только теперь называется проще: «Столовая». Дешевая и неплохая, кстати.

От развилки прямо дорога идет в курортную зону Чемала (около 40 км). Там особенно много турбаз, кемпингов, гостиниц, домов отдыха. Летом проходили раньше фестивали бардов и рокеров. Бардов теперь перенесли в Новосибирск, а рокеров закрыли по непонятной причине.

После Чемала километров через 50 – тупик. Чуйский тракт уходит через Катунь направо. Дорога остается приличного качества, хотя и узкая. Общий пейзаж практически не меняется: все те же длинные деревни, хотя их становится значительно меньше, дорога идет вдоль реки, теперь это Сема. Туристов меньше, движение транспорта слабее. Заправочных станций немного, но бензин летом есть всегда, кроме 95-го. АЗС есть у Черги (18 км от Усть-Семы), Шебалино (54 км от Усть-Семы). Около Шебалино ГАИ часто сидят «в засаде». После Шебалино довольно заметно постоянное общее повышение трассы, машина начинает чуть больше «кушать». После с. Топучая (75 км от Усть-Семы) начинается первый крупный перевал – Семинский, о чем сообщает большой придорожный стенд. Подъем 9 км, спуск 11 км. Для хорошей машины перевал проблем не составляет, потому что серпантина практически нет, обрывов тоже, лишь сплошной подъем. На вершине, чуть в стороне справа – база олимпийского резерва – последнее более-менее цивилизованное место для отдыха. На вершине обычно все останавливаются остудить двигатели и сходить в кедрач за шишками. Высота перевала около 2000 м. Ночью даже летом довольно холодно. После крутого спуска понижение продолжается, машина идет легко, дорога хорошая, без большого (для гор) количества поворотов. Встречного и попутного транспорта мало. В основном это – здоровенные КАМАЗы с полуприцепами для бензина и соляры, идущие в Монголию. Едут они сломя голову даже через перевалы, обгонять их очень тяжело. Еще попадаются попутные новые УАЗы колоннами – перегоняют в Монголию.

Туристов за Семинским перевалом немного, а которые встречаются – это в основном уже бывалые и аккуратные: автолюбители, пешие, сплавщики. После развилки у с. Туэкта (115 км от Усть-Семы), с ответвлением на Усть-Кан, дорога идет вдоль р. Урсул. На развилке последний пост ГИБДД, где бывают постовые. Дальше я их нигде и никогда не видел. Постепенно вновь начинается общее повышение. АЗС есть только у крупных сел: Курата (125 км), Онгудай (140 км. от Усть-Семы). У с.Хабаровка (155 км от Усть-Семы) начинается второй крупный перевал – Чике-таман. В отличие от Семинского – это крутой серпантин. Подъем и спуск всего по 6-7 км, но весьма тяжелых, с многочисленными поворотами и о-о-очень крутым уклоном и обрывом. На вершине большая площадка с шикарными видами. Все останавливаются посмотреть и остудить двигатели. После перевала дорога значительно меняется. Она вновь подходит к Катуни, но теперь «бомы» следуют один за другим и один круче другого. Деревень мало, людей и машин тоже.

У с. Иня (210 км от Усть-Семы) дорога вновь пересекает Катунь. Есть АЗС и база КАМАЗов-дальнобойщиков. Дорога идет вдоль реки Чуя, от которой и название «Чуйский тракт». Трасса хорошая, ровная, асфальтированная, но количество «бомов» увеличивается. В целом дорога чем-то напоминает по фильмам Анды. Акташ (290 км от Усть-Семы) – последнее более-менее цивилизованное место. Следующая и последняя АЗС будет только в Кош-Агаче (100 км от Акташа). По идее, отсюда начинается погранзона, разрешение на вьезд в которую нужно получать в Горно-Алтайске или Акташе. Но меня в прошлом году никто не останавливал. Дорога, тем не менее, продолжается хорошего качества, асфальт без заплаток и ям. Сразу за Акташем справа открывается дивный вид на «белки» (ударение на «и») - снежные вершины. Утром особенно красиво! Доступ к ним имеется от Чибита (это за 10 км до Акташа), там легко можно найти проводников.

Через 15-20 км дорога выходит в Курайскую степь – довольно унылое зрелище, похожее на полупустыню какого-нибудь Дикого Запада. Дорога идет в межгорной котловине, прямо, почти без поворотов. Местные жители «летают» на УАЗах и мотоциклах без шлемов, не соблюдая никаких правил, прямо посередине дороги, часто вдрызг пьяные. После Курайской степи дорога вновь на некоторое время превращается в горную, с «бомами», а затем выходит в Чуйскую степь (370 км от Усть-Семы). Это то же, что и Курайская, но значительно больше и еще унылее. Ни травинки, ни соринки, одна пыль и камни. Асфальт есть везде и хороший! В Кош-Агаче (300 км от Усть-Семы) стоят 2 указателя: «МНР» (Монголия) - прямо и «КНР» (Китай) - направо. Дорога в Китай еще планируется, сейчас там можно проехать разве что на УАЗе. Здесь находится последняя АЗС. В прошлом году бензин был. Как сейчас – не знаю. От Кош-Агача М-52 становится окончательно щебеночной, но очень ровной, хотя и пыльной. Через 10 км развилка с ответвлением влево в с. Кокоря (куда я, собственно, и ездил), а прямо остается 2 деревни – Жана-Аул (27 км от Кош-Агача) и Ташанта (50 км от Кош-Агача).

Полезная информация