А где коренному сибиряку можно развеяться? Естественно, на ум сразу приходит Республика Алтай с высокими горами, дикими великолепными пейзажами, свежим воздухом и крупными звездами.


Все рассказы

Легкая поездка

Андрей , Горный Алтай

А где коренному сибиряку можно развеяться? Естественно, на ум сразу приходит Республика Алтай с высокими горами, дикими великолепными пейзажами, свежим воздухом и крупными звездами.

Всем известно, что зима в Сибири не прелесть и длится очень долго. И порой, как только весеннее солнце начинает пригревать, душа требует изменения окружающей обстановки, приключений и путешествий. А где коренному сибиряку можно развеяться? Естественно, на ум сразу приходит Республика Алтай с высокими горами, дикими великолепными пейзажами, свежим воздухом и крупными звездами.
Очередной порыв души застал нас в начале мая 2007 года. Тут как раз и майские праздники на носу были, вот и решили мы проложить шины наших машин в сторону сказочных Алтайских гор.

Вылазка предполагала быть 5 дней и 4 ночи.

К старту в 5 часов утра 9-го Мая в день Великой Победы мы подъехали на 2-х автомобилях. На стареньком, покряхтывающем Эскудике 92-го года и почти еще девочке Хонде Домани 99-го года выпуска. Каждый экипаж включал в себя 2-х человек. Мы с Коляном ехали на Домани, а Серега с моей девушкой на Эскуде.

И вот настал тот звездный час, двигла взревели и, разрезая предрассветный сумрак слепящим светом фар, мы поползли к первой намеченной цели – Тальменке. В Тальменке немного перекусили и уже почти без остановок поехали прямо в Тавдинские пещеры.
Кстати, имеет смысл заметить, что перед поездкой, будучи в магазине Русская охота, мы приобрели путеводитель по дорогам Алтая с указанием различных достопримечательностей. Конечно, путеводитель особенно не блистал знаниями, но тем не менее некоторые помеченные места мне были незнакомы. Вот вы, к примеру, были на Манжерокском городище? А на Барангольском некрополе? Вот и я нет…

Ладно, вернемся к дороге. Хонда шла как влитая в дорогу, Эскудик все время оказывался сзади. Бийск порадовал своей центральной улицей, ехали и радовались, особенно Коля. Каждый раз, проезжая через Бийск, я удивляюсь, как бийчане умудряются сохранять центральную улицу города в таком состоянии. Им памятник поставить надо.

А вот и Майма, вот и Манжерок, вот и платный мостик через Катунь, вот и Тавдинские пещеры. Пещеры понравились тем, что были лишены внутреннего освещения. И плюс ситуации был в том, что только у меня был фонарик.

Кромешная тьма окружила нас, а ход все вел и вел то вправо, то влево, то вверх. Когда я выключал фонарик, все замирали, прислушиваясь к стуку сердца, ожидая ,что вот сейчас откуда-нибудь вылезет злобный гном с кольцом всевластия на пальце.

Рекомендую всем посетить этот подземный ход, когда-то выточенный в горе древним водным потоком.

Далее смело преодолев километров 20-30 до Усть-Семы и переехав через Катунь, мы углубились в изучение дикой окружающей среды Чуйского тракта. Ну, знаете, как это бывает - гуси, козы, коровы, синяки и женщины-собаки.

Следующим (конечным на этот день) пунктом остановки явился нам Семинский перевал.

Выкупив двухкомнатный номер с видом на гору Сарлык, мы остановились на ночь. Согласно путеводителю, за горой есть некие «паровые» озера. Моя идея была – всеми правдами и неправдами туда пробраться. Но, к сожалению, заручиться поддержкой коллектива не удалось и от идеи пришлось отказаться. Я отложил посещение до следующего раза, хотя чует мое сердце, мне надо было быть на «паровых озерах».

Утром я проснулся с удовольствием, в окно светило яркое солнце, предвещая жаркий летний день, купание в горных реках и легкий коричневый загар. Однако все оказалось не таким радужным. Яркое весеннее солнце очень хорошо отражалось от выпавшего ночью белого снега (фото 1). Машины были в сосульках, и о паровых озерах пришлось забыть напрочь.

Покушав дешевой еды советских времен в местной столовой, мы поехали дальше за перевал с целью посетить пару мест с петроглифами и царскими курганами, а потом, не доезжая Онгудая, свернуть в сторону Усть-Кана. Петроглифы мы почти не нашли, но Коле удалось запечатлеть игру юных ягнят в «царя горы» (фото 2). Царские курганы также особенно не впечатлили. (Из разряда того, что видели и лучше и больше). Через некоторое время перед нами вырос Ябоганский перевал, где местной достопримечательностью явилось транспортное средство, подметающее дорогу. Дорога до Усть-Кана не очень, местами асфальт, а местами просто крупная щебенка с пылью. Коля ругался. В эти моменты Серега на Эскудике отрывался далеко вперед. Но стоило начаться асфальту и он глотал наши выхлопные газы.

В общем, в этот день мы тупо ехали к цели, о которой только Серега имел какое-то призрачное представление. Проехали Усть-Кан, миновали пункт пограничного контроля, где нас всех переписали по паспортам, и пожаловали в Усть-Коксинский район.

Все устали, поэтому было принято решение искать место для стоянки для костра, бухла и чтобы поспать. Таковым местом оказалась поляна в месте впадения реки Красноярки в Коксу. Было холодно, развели костер, выпили, покушали, расслабились. Стало теплее и на душе радостнее. И вот пришло время палатки, туда я застелил 60-миллиметровый поролон, пару пенок и два одеяла-спальника – получилось просто царское ложе. Поспали просто отлично.

Следующий день был непохож на предыдущий, потому как мы все немного загорели и вдоволь позанимались сексом с Серегиным Эскудиком, который имел неосторожность поехать через болотце по колее и сел на мосты. На это джиперское занятие мы потратили часа три. А что же было там, за болотцем, мы так и не узнали. И тут случилось страшное - на нас напал клещ. В силу неосторожности его отпустили на все 4-е стороны прямо на поляне (не ездите туда, он до сих пор там).

Выехали на трассу и двинули в Усть-Коксу. Усть-Кокса мне понравилась. Там все русские. Парочка отделанных сайдингом коттеджей с яркими черепичными крышами также радовали глаз и повышали настроение. Фактически не въезжая в Усть-Коксу, переехали мост через Катунь и стали подниматься по ее течению вверх. Катунь в этом месте совсем другого цвета, нежели в Чемальском районе, прозрачная, красивая.

Целью нашего путешествия была деревня Кайтанак. Когда-то, кто-то рассказал Сереге, что в окрестностях этой деревни существует Богом забытый Кайтанакский перевал, с которого открывается незабываемый вид на вершины заснеженных гор (фото 4). В этот день Хонда Домани прошла боевое крещение и стала женщиной. Передний привод, скажу я вам, не тема для того, чтобы лазать по перевалам, где дорога ведет круто вверх, перемешиваясь с булыжниками и небольшими овражками. Метров, может быть, на 400 вверх мы забрались. Насиловать Хонду больше не хотелось, поэтому все четверо загрузились на Эскуду и достигли вершины перевала. Вид, конечно, открылся шикарный. Вокруг сколько хватает глаз – снежные хребты. Красотища неописуемая. Там надо быть! Одно омрачило настроение – дорога с перевала уходила дальше в неизведанные таинственные места, которые очень захотелось открыть для себя. Может быть, еще предстоит туда вернуться.

У Коли в машине завелся сверчок! Как показало вскрытие – одна и точечных сварок в задней части Хонды лопнула и скрипела на кочках.

В этот день мы остановились на реке Тюгурюк. Прямо перед мостом через реку нужно повернуть направо и ехать до самого конца. Там есть уютное место для стоянки, скрытое для посторонних глаз. Вокруг хвойный лес и огромные замшелые камни, шумит река и цветут цветочки. В этот день мы посидели хорошо. Водку закусывали консервами, а горячий сваренный на газовой плитке гарнир вперемешку с тушенкой казался кушаньем с королевского стола. Еще одной приятностью явилось наличие неподалеку кустов смородины, обеспечившей нам ароматный чай с костра.

Следующий день мы открыли фотосессией местных видов и флоры. А потом снова сели и поехали обратно. Перед мостом через Катунь заехали в местный ботанический сад. Ощутили уют и спокойствие. Если вам надоела повседневная суета, серые лица, городской шум – вам дорога именно туда, там тепло, безветренно и симпатично.

Остановились на ночевку недалеко от деревни Анос на берегу Катуни, а потом – домой, домой. Обратный путь мы проделали по иной дороге, нежели когда ехали в Усть-Коксу. Попался хороший вид с перевальчика.

Собственно на этом почти заканчивается повествование.

Может быть, стоит упомянуть о том, что из Усть-Кана мы решили ехать не в сторону Онгудая, а через Беш-Озек, с выездом на М-52 в районе Черги. Сначала дорога была капец, жуть, машины тряслись будто в смертной агонии, а потом случилось чудо! Мы вдруг выехали на хай-вей еврокласса, по две полосы в каждую сторону и почти с идеальным покрытием. Да-да, не верилось, что в таком запердолье может быть такая дорога, но она есть. Почти до Черги мы летели со скоростью 140 км/час. Судя по всему, это есть участок трассы, которая соединит Сибирь с Китаем. Скоро и мост новый через Катунь в районе Усть-Семы начнут строить…

Итоги путешествия:

Отдохнули хорошо! Посмотрели новые места, забыли о городских проблемах и светофорах. Один момент разве что негативный, мы каждый день ехали по несколько часов, а два дня из пяти так вообще часов по 6-7, это немного напрягает, устаешь все-таки.
В общем, Алтай ждет нас и скоро мы его посетим. Пора наконец-то съездить на юг Телецкого.

Полезная информация