Моя подруга много лет мечтала о конном походе. И вот, наконец-то, туманные грезы стали превращаться в реальность...

Все рассказы

Караколы - Тогусколь

Шершнёва Елена , Горный Алтай

Спасибо моей подруге за ее мечту.

Таня много лет мечтала о конном походе. И вот, наконец-то, обстоятельства сложились удачно, и туманные грезы стали превращаться в реальность. Татьяна уже соблазнила в свою компанию Ольгу, в то время как я всеми силами сопротивлялась и пыталась навести тень сомнения на их радужные планы. «Вы представляете, после нескольких самостоятельных походов вдруг купить путевку! Это дорого и неспортивно. Нам придется слушаться инструктора, строго следовать намеченному плану, а в группе будут одни девки, включая инструкторов и конюха. Да и что мы там увидим, ведь высоты небольшие и дней мало», - повторяла я каждый раз, когда речь заходила о походе. Но … горящие глаза меня выдавали. Девчонки без моего ведома забронировали три путевки. За неделю до отъезда мне уже было не жалко денег, хотелось поручить свое путешествие профессионалам и отдохнуть в женском коллективе. А самое главное – это кони!!! До похода у меня был опыт катания на лошади два раза по 5 минут. Таня однажды пыталась с лошадью сфотографироваться и та напугала ее до смерти. Ольга вообще не подозревала, что боится коней. Оставшиеся несколько дней Таня рассылала нам с Ольгой всевозможные страшилки по электронной почте. То конь упал вместе с седоком, то в болоте завяз, то поскользнулся. В ответ подруга получила книгу «Как побороть страх». Начитавшись, Таня сказала, что уже почти ничего не боится … кроме коней. Забавно, что накануне отъезда я открыла кухонный шкаф и оттуда выпал … конь. Маленький брелок, про который я давно забыла.

Перед поездкой нужно было много всего сделать, и время бежало все быстрее и быстрее. Слегка расслабиться удалось лишь после посадки в автобус. Смутно помню зажигательные видеоклипы, которыми нас мучили в течение двух часов, бесконечную очередь в туалет в Тальменке. Потом меня придавило креслом впереди сидящего пассажира, а мой сосед, типичный матрасник, навалился на меня сбоку. Я выпила снотворное и очнулась только в восемь часов на турбазе «Катунь». После волшебной ночи на Ивана Купалу мозг еще спал, затекшие ноги хотели движения, и, странное дело, в такую рань желудок требовал еды.

День первый.

Утром седьмого июля шел противный дождик, с мокрых деревьев свисал туман, алтайская земля пахла осенью. Унылая турбаза, как большинство подобных заведений советского времени, выглядела скучно и стандартно. Обрадовала только встреча с подругами, которые приехали накануне вечером на машине. Сразу после завтрака нас погрузили в ГАЗ-66. Кроме нашей группы в машине были еще несколько человек с других маршрутов. Ехать было больно, так как хотелось спать, а дорога была, как написано в путевке, «плохая и таежная», и наши тела то и дело бились о твердые поверхности. Ногами мы держали рюкзаки, а руками коробки с консервами, картошкой и помидорами. Рядом со мной сидели Дима и Аня из Екатеринбурга. Они с удивлением обсуждали заросли конопли в огородах. Да, выращивают здесь в основном коноплю. Правда, не используют. Ребята, видимо, первый раз на Алтае. В последнем оплоте цивилизации, поселке Чемал, я вместе с другими модниками отправилась заниматься шоппингом. Резиновыми сапогами были завалены все магазины. Пришлось даже выбирать модель.

Не успели мы немного отъехать, как от нашей машины что-то отвалилось, и водитель принялся чинить кузов молотком. Все проснулись. Какая-то девушка со знанием дела забрасывала шофера советами, куда и как нужно долбануть. Откуда такая осведомленность, вроде бы на водителя грузовика она совсем не похожа. Это была Ольга Ч. из Томска, оказалось, что она просто любит поговорить.

В базовом лагере на реке Чёба стоит большая изба для инструкторов и палатки-юрты с деревянными нарами для туристов. В избе раздают снаряжение. «Идемте за арчимаками, драйбеками и карематами», - говорит наш инструктор Игорь. «За какими матами? А можно по-русски?», - спрашивает Ольга Ч. Кроме того, нам выдают загадочные плащи ОЗК. Страшные, зеленые, резиновые. Судя по внешнему виду этих накидок, нам предстоят военные действия с химической атакой.

За обедом знакомимся друг с другом и нашими проводниками. Второго инструктора зовут Иван. Он зачитывает правила безопасности на маршруте. Оказывается, нельзя пролезать под брюхом коня справа налево! Кто бы мог подумать! Купаться почему-то нельзя. Все остальное понятно. Инструктора слушаться, коня любить, или наоборот, не помню. Игорь заполняет анкеты, в которых мы расписываемся. Рядом со своими фамилиями обнаруживаем зашифрованную запись: н.у.е.н.к. У троих человек написано: у.е.н.к. После поисков различий между этими тремя и остальными, шифровка рассекречена: «не умеет ездить на конях». Итак, в нашей группе три «уенка» и шесть «нуенков». Таня К. уже была в конном походе, Аня и Настя занимались на конюшне.

Вскоре пришли наши кони, и мы отправились на обучение верховой езде. Оказалось, что седлать, расседлывать и, страшно подумать, путать и взнуздывать своих коней мы преимущественно будем сами! Таня Р. решительно шагнула на путь борьбы со своим страхом и вызвалась первой попробовать оседлать. Мы старались все запомнить, как что называется, как надевается и застегивается. Больше всего впечатлила подфея. Как-то удивительно нам, городским нуенкам, взять (мама дорогая!) хвост, поднять его, заправить подфею. А конь ничего, стоит. Потом был урок макраме. Один единственный калмацкий узел вязали по нескольку раз двумя способами, пока не научились.

Вечером собирали вещи, грелись у костра. Познакомились с нашим третьим инструктором и конюхом. «Это Алексей», - сказал Игорь и показал куда-то во мглу, где никого не было.
А еще замечательная была баня. Правда, не очень жаркая и веники слишком мягкие. Зато как здорово выйти из баньки в дождливый лес, пройти по деревянным мосткам к рукотворному прудику и, шагая по илистому дну, с визгом погрузиться в мутную ледяную воду. На этом удовольствия первого дня закончились. Начались суровые испытания. Эту ночь Таня Р. назвала пыткой холодом. Почти до утра каждый из нас лежал без сна в своем спальнике и боялся пошевелиться и разбудить соседа.

День второй.

Кривые и помятые отморозки услышали зов дежурных и выползли из своих юрт. Ну и погода! А ведь мы еще и высоту не набрали. Согрелись только после завтрака у костра. Когда мы пытались выбрать себе коней, те прижались друг к другу и демонстративно повернулись к нам хвостами. Мы стояли, тоже сбившись в кучку, и не знали, на ком остановиться. В конце концов, Иван и Игорь решили распределить лошадок на свое усмотрение. Случайно мне достался вчерашний конь, которого я как раз высматривала.
Светило долгожданное солнце, вся группа сидела верхом в предвкушении похода. Мои девчонки были, кажется, ни живы, ни мертвы, но улыбались. Туристы-двухдневники смотрели на нас со страхом, завистью и восхищением. Итак, наше путешествие началось! Впереди нам предстояли сто пятьдесят километров в седле.

В этот день привыкали сидеть верхом, учились командовать конем и слушаться инструктора. Слушаться Ивана, школьного учителя, было естественно и легко. Иван терпеливо вел нас по лесной дороге, по зеленым лугам к вершине с красивым названием Куш (Птица). Почти не заметили, как поднялись (вот что значит верхом, да в хорошую погоду) и неожиданно увидели голубые далекие горы. Настя сфотографировала всех и вся на этой непродолжительной стоянке. Просто Диана-фотоохотница. А мне срочно понадобился конюх. «Алексей, мой конь идет и все время жрет. Это нормально?», - спросила я. «Нормально. Если он перестанет есть, то сдохнет», - ответил Алексей. И не смешно ему такие вещи объяснять. Ну, ничего, туристы животные стадные, жвачные и послушные при умелом обращении. Если с табуном лошадей человек справляется, то и стадо туристов ему не проблема. Игорь одновременно объяснял, где мы находимся, проверял подпруги и наши калмацкие узлы, пересчитывал коней и людей. А вокруг всей нашей толпы бегал неутомимый охотник породы лайка - пес Тарзан. Стало окончательно ясно, что с таким руководством мы пройдем маршрут без сучка и задоринки.

В этот день я узнала, что моего коня зовут Тюльпан. Когда-то мы с друзьями готовили восточную вечеринку, и я выбрала это же имя. Видимо, судьба. А нашей утонченной и мягкой Ольге К. попался самый своенравный конь Малыш. Нужно было видеть, как Ольга им управляла. После настойчивого крика Ивана: «Понужа-а-а-а-йте!», Ольга, слегка шлепнув чембуром по арчимаку, нежным голосом обращалась к коню: «Малыш, пойдем быстрее, пожалуйста». Конь шел как хотел, по дороге ел, пил и кусал тех, кто пытался его обогнать.

Никогда в жизни у меня так не ныли колени, как в этот день. В результате, когда стала слезать на привале, то не удержалась и упала на спину под ноги Тюльпану. Он покачал головой и сказал: «Ну ты даешь!» А после третьей неуверенной попытки подтянуть подпруги конь повернулся и сделал вид, что хочет меня укусить. Ну, ничего, привыкнем.
В урочище Кызыл Гак (Красная Ягода) мы прискакали рысью. Никаких ягод не было, зато какие открылись виды замечательные! По зеленым просторам бродят кони, вершины на горизонте сливаются с облаками, ручеек рядом с нашим лагерем прячется в зарослях цветов с человеческий рост, чуть поодаль видны алтайский домик, он же магазин, и загадочное строение с надписью «Баня № 2». Самая красивая панорама открывалась из туалета, в котором не было двери. Народ стоял у костра, переминаясь с ноги на ногу, и поглядывал на надпись «closed». Пытались угадать, то ли кто-то табличку забыл перевернуть, то ли в нирвану ушёл.

К вечеру казалось, что мы на Алтае уже очень давно. В легком горном воздухе пространство раздвинулось и время, перейдя в некое новое измерение, аккуратно растянулось почти до бесконечности. Ночью на палатку тихо падал дождик, отсчитывая долгие секунды нашего возвращения куда-то в настоящее.

День третий.

Тюльпан сначала уперся, а потом понесся прочь, унося за собой упряжь и меня. Удержать было невозможно, пришлось отпустить. Вот она, одна лошадиная сила в натуральную величину.

Чем ближе мы подходили к перевалу Томаньол, тем удивительнее были альпийские луга с синими пятнами водосборов, оранжевыми полянами огоньков, с изогнутыми ветром карликовыми кедрами. Сам перевал встретил нас живописной каменистой тропой, оправдывающей название места (Плохая Дорога). А кругом, насколько хватало взора – только горы, горы, горы… Будто на свете и не было больше ничего другого. На вершине в мгновение ока куда-то скрылось солнце, по небу разлетелись обрывки облаков, а из долины, как пена из кастрюли, стал выползать туман. Только мы успели сесть верхом и построиться друг за другом, как видимость сократилась до трех метров. Впереди идущие всадники растворялись в сизой дымке, и в тишине был слышен только стук копыт и голос Ольги Ч. Вскоре нас настиг дождь и град. Да здравствуют пуленепробиваемые плащи ОЗК!

Не помню, как мы спустились в базовый лагерь долины Тогусколь (Девять Озер). Спуск был довольно крутой, а Настя, Леша и Дима успевали еще и фотографировать. Какие-то у них там стабилизаторы в камерах. Мне бы самой стабилизироваться, а то тряска начиналась от холода. Расседлали лошадок и приготовили обед. Дождь немного поутих, но стабилизироваться можно было только водкой, купленной там же по 200 руб. за бутылку. Таня Р., которая крепкие напитки не употребляет, выпила, повеселела и сказала: «И зачем люди курят? Ведь на эти деньги можно столько водки купить!».

И в этот раз я не смогла Тюльпана поймать. Он прибежал с цветочком в зубах, посмотрел на меня и дал деру. Снова Алексей его ловил.

Дальше было еще холодней. Сквозь серый дождь проглядывали снежники и те самые девять ледниковых озер. С перевала Сайганош (Летящая Птица) впервые коней вели в поводу. Мы все переживали, что кони могут лягнуть или укусить, но им было не до того. Я шла и думала, куда отпрыгивать, если Тюльпан не дай бог споткнется и упадет.

Закончился этот день на реке Ижема. На стоянке кругом травища, кусты, все сырое. Костер сразу оброс мокрой одеждой, обувью, носками. Кто-то даже шнурки сушил. А у наших спальников продолжался брачный сезон. За ужином мы обсуждали новые способы спаривания спальных мешков, изобретали другие методы утепления. Аня давала советы, как наименее болезненно ехать рысью.

В палатке мы с Таней и Ольгой гадали, знают ли инструктора как кого зовут. Или так и называют нас по именам коней. Эх, что ни говори, повезло с провожатыми, ведь обращаются с нами замечательно… почти как с лошадьми.

День четвертый.

Накануне Игорь по секрету сообщил Ольге Ч., что сегодня у него день рождения. С утра мы всей группой по секрету его поздравили, а девушки приготовили ему секретный подарок – походный тортик. В честь праздника нещадно палило солнце, и было принято решение до полудня остаться на стоянке и сушиться.

Народ разбрелся кто куда. Неутомимые Таня К. и Леша даже успели залезть на соседнюю скалу, из которой тоненькой струйкой сочился водопад. Ольга К. истратила почти все свои кадры на цветы, камни, ручьи и лошадей. Разговоры были только о конях. Каждый старался показать, что его конь самый лучший и говорил, словно о своем ребенке: «А мой то-то умеет, а мой вот такой-то замечательный!» «Вот этим они выгодно отличаются от велосипедов», - сказала Таня К. Кажется, именно на этой стоянке мне впервые удалось вечером спутать, а утром взнуздать (и даже выговорить это слово) Тюльпана.

Подход к перевалу Альбаган (Туманная Гора) был довольно долгим и ярким. Пейзаж медленно менялся: если внизу с зарослями карликовой березки чередовались разноцветные краски все тех же водосборов, огоньков, лилий-саранок, каких-то горных одуванчиков, то выше растительности уже почти не было. Начиналось царство камней, которые будут покоиться там еще тысячи лет. Надо сказать, что погода была очень непостоянной. Народ пытался переодеваться на ходу. Все кто ехали за Димой, с любопытством наблюдали, как он медленно-медленно снимает плащ, не отпуская поводьев. А Настя не просто раздевалась, она то отстегивала, то пристегивала рукава! Вот такой алтайский стриптиз.

После того, как гора Альбаган встретила нас туманом и легким дождичком, сам перевал показался ещё более суровым и мрачным. С перевала вели коней в поводу чуть ли не по курумнику. Тюльпан в одном месте решил пойти своим путем и вдруг растерянно остановился, изо всех сил упираясь своими длинными ногами в скользкий камень. Вот тогда я почувствовала, как мы зависим друг от друга. Как-то неправильно я его вела, а ведь в моих руках была не только веревка, но и безопасность этого большого животного.
После скользкой каменистой дороги нас ожидал продолжительный бег рысцой по болотистой долине. Уже никто не хотел идти за Малышом, но, деваться было некуда. Едет Ольга К. и говорит: «Мой Малыш, немного осталось, скоро приедем». За ними Настя: «Ничего, Панк, скоро мы их обгоним». Позади скачет Иван, что-то напевает, потом обращается к своему коню: «Ну давай, коняга, держись, почти пришли», и уже персонально Ольге кричит: «Понужа-а-а-а-йте!». Совсем устали, думаю я, с конями разговаривают. И вдруг говорю вслух: «Правда, Тюльпан?».

Потом были очень красивые Ложинские озера, а за ними - болото, в котором кони мотали хвостами, забрызгивая седоков болотной грязью. Несколько раз мы спешивались и снова садились верхом, а к вечеру грязные и счастливые спустились в долину реки Ложа. Ольга К. в очередной раз попыталась упасть с коня. Ох уж эти подпруги. Кони худели на глазах.
Тот вечер остался в моей памяти несколькими пунктами: веселье, омовение в речке, водка, безудержное веселье, ужин. Ночью был только один пункт – головная боль.

День пятый

С утра настроение было боевое. Когда мы поднялись на плато Куралбас, про которое охотники говорили: «Пустым Не Будешь», нашим взорам открылась настоящая тундра. Когда-то здесь водилось зверье, а теперь только туристы. Местность будто растянулась вширь, а небо нависло очень низко. Сначала мы весело шлепали по высокогорному болоту, а потом начались скачки рысью. На широких просторах мы вдруг почувствовали себя детьми степей, которым ничего не стоит обогнать Малыша. Каждый придумал свою стратегию, как обойти Ольгу К., чтобы никто не пострадал. В результате Ольга осталась далеко позади, понужаемая то Игорем, то Иваном. Все остальные держали строй и дружно проскакали и плато Куралбас и урочище Сарысас вплоть до живописной долины Айрык (Лунная Долина), где мы поставили лагерь.

Незабываемой оказалась экскурсия в пещеру. Узкая длинная щель входа в подземелье была похожа на пасть акулы. Мы протиснулись внутрь, и гора будто проглотила нас. Желудок горы представлял собой холодный и высокий зал. Мы шарили по стенам и потолку фонариками, которые не всегда помогали оценить размеры, цвета и фактуры. Лишь при вспышках фотоаппаратов на мгновение становились видны таинственные своды, боковые ниши и выражения наших лиц. Фонарики были не у всех и мы выстроились друг за другом, чтобы продвигаться дальше. Сначала шел Игорь и показывал куда и какой ногой лучше наступить, а позади Иван подбадривал тонким английским юмором. Леша светил то себе, то мне, то Ольге К. Когда свет доходил до Тани К., она спрашивала: «Леша, а почему ты не фоткаешь?» В итоге фоткала Таня и ее вспышка освещала путь всем. Чем дальше мы шли, тем сильнее была ассоциация с внутренностями огромного живого существа. В одном месте нужно было влезть по скользким уступам наверх, затем прыгнуть на большой плоский камень. За этим камнем глубоко внизу что-то дышало и всхлипывало. Дальше мы ползли через длинную узкую кишку. Народ разделился на две половины: одни испытывали страх, другие восторг. Диме захотелось пролезть по всем ходам-выходам, Ольге К. срочно понадобилось на волю. Погуляв еще немного по последнему залу с таинственными наростами на стенах, мы выбрались наружу (если вошли через рот, то вышли сами понимаете через что). Чтобы внимательно исследовать те сто пятьдесят метров подземного пути, нужно было намного больше времени. Большинству из нас было жаль, что все так быстро закончилось.

Давно я так не смеялась, как в этом походе. Вечером снова надрывали животы уже без спиртного и безо всякого повода. А ночью смотрели в бинокль на выплывшую из-за горы полную луну. В этой долине каждую ночь полная луна, потому что она здесь живет. Место так и называется - Лунная Долина. Серебряный свет растекся по деревьям, траве, нашим палаткам, смешался с красным пламенем костра и тишиной ночи. Казалось, что если мы не уйдем спать, это волшебство продлится вечно.

День шестой

Какое счастье проснуться в восемь утра от жары, а не от холода! С утра великолепная погода! В лагере кипит жизнь. По воздуху плывут ароматы кофе и еще чего-то вкусного, приготовленного дежурными. Босая Ольга К. с выражением счастья на лице носится по мокрой траве. Таня Р. удивленно смотрит в зеркало и говорит: «Кажется, мой нос с каждым днем становится все больше» Да, в это утро почти все слегка опухли.

Сегодня кони нашего и соседнего маршрутов прибежали вместе. Целый табун надвигался на нас, и кто-то кричал: «Ловите коней!» «Как их ловить-то, руки, что ли, расставлять? Сами остановятся? Точно?» - спрашивала с сомнением Таня Р., наш неутомимый оператор, благодаря которому в истории остались интересные кадры ловли коней. Таня К. в своей ковбойской шляпе с упряжью в руках сильно напоминает персонажа какого-то фильма. Туристы медленно подходят к своим конягам, стараясь не напугать их, сами почти ставшие похожими на диких осторожных животных. Вспоминались слова песни: «Движенья твои очень скоро станут плавными, походка и жесты осторожны и легки…»
В пути к перевалу Айрык Таня Р. привлекла к экстремальной видеосъемке еще и Игоря. Получилось оригинально, особенно, когда конь Кощей пошел рысью. Все смешалось, как в миксере: земля, небо, деревья, кони, люди.

Перевал Айрык был одним из самых красивых мест нашего похода. Особенно приятно было находиться на седловине. Оттуда казалось, можно разглядеть камни на дне голубых озер и увидеть каждый цветочек на берегу. Уж там мы нафотографировались вдоволь под ярким солнцем. Надо сказать, что в конном походе места и время для фото и видеосъемки были строго регламентированы. Обычно впереди шел Алексей, останавливался там, где было безопасно для всего нашего табуна, и низким голосом командовал: «Кому - налево, кому - направо! Держите коней! Фотографируемся!» Лучше все команды сразу не выполнять, а по очереди. Все названия мы хорошо запомнили, так как нам их повторяли по три раза. Например, сначала Леша останавливается и говорит: «Это перевал Айрык, высота 2000 м». Потом приезжает Игорь, повторяет то же самое. И обязательно кто-то не расслышит и спросит у Ивана, который сам первый раз в этом месте: «Как перевал называется?»

Перевал Аккая (Белая Гора) запомнился долгой пологой тропой по широкой тундре в долину реки Муехта. Самыми необыкновенными в окружающем мире были рельефные могучие облака. Они выходили из-за гор по краям плато, на мгновение останавливались, словно раздумывая, куда отправиться дальше, а затем медленно расходились по своим маршрутам. Облака выглядели такими тяжелыми, что казалось, они вот-вот упадут и покатятся по земле, словно снежные комья.

Наша стоянка расположилась на некоторой возвышенности со скальными выходами, кедрами и коврами бадана. Чуть поднявшись вверх, можно было неожиданно попасть на панорамную поляну и увидеть, как солнце тихо движется по белесым хребтам.

На экскурсию к Муехтинскому водопаду отправились после обеда, пришлось долго спускаться по лесной тропе, петляющей между замшелых камней и поваленных деревьев. Когда пришли, захотелось остаться на несколько часов, так было хорошо. Мощные струи воды оглушали, восхищали и смывали все суетные мысли. В потоках все бурлило, кипело и уносилось прочь… Полчаса такого колдовства, а потом крутой подъем, и мы – в лагере.
По пути к палаткам мы с Настей и Димой забрались на небольшую скалу. И десяти метров высоты не было, а какая прекрасная картина открылась! Ощущение было, что поднялись на вершину горы. Где-то внизу паслись маленькие кони, чуть слышно звеня колокольчиками, суетились едва заметные люди в лагере, закатное солнце окрасило воздух теплыми тонами.

День седьмой

В лагере объявлен запрет на пользование солнцезащитным кремом. Разве что облезший нос можно смазать, иначе утреннее солнце сменится дождём. Сегодняшние сборы были самыми быстрыми, так как в этот последний день мы спешили все успеть и все увидеть.
Замки Горных Духов неожиданно выросли перед нами посреди горного плато. Издалека казавшиеся небольшими вблизи скалы удивили своими размерами. Я привязала Тюльпана к единственному дереву и решила обойти вокруг одного из замков. За каждым камнем был какой-нибудь сюрприз: то окно в прозрачную даль, то карликовый кедр, то пирамидка, сложенная туристами. Исследовать достопримечательности можно было бесконечно. Тем временем Игорь рассказывал очередную легенду о несчастной любви. Интересно, бывает ли на Алтае счастливая любовь?

Одна из немногих легенд, что были не о любви, рассказывала про зловредную лягушку (так переводится название перевала Багаташ). Мы слушали и смотрели по сторонам. Вдаль тянулись цепочки хребтов, на снежных склонах бродили дикие кони с жеребятами, а наш отряд неспешно уходил прямиком в небо. И ничего больше в мире не было, только наша дорога, степь и небо.

Спускаясь с Багаташа, Тюльпан впервые за весь поход споткнулся и встал на колено, но все обошлось. Не знаю, кто из нас больше испугался, но конь занервничал. Тут же его напугали пешие туристы, что шли навстречу. Из этой группы кто-то меня опознал. Здравствуйте, говорит, девушка из Академгородка. Не успела, понять, кто это был, как мой конь направился мимо тропы по кустам, пришлось снова его успокаивать и рулить в другую сторону.

Еще в этот день были Каракольские (Черные) озера. Мы отправились на экскурсию расслабленные хорошей погодой в предвкушении кульминации нашего похода. Не успев оценить красоту третьего озера, от которого начиналась тропа, мы оказались по уши в … дожде. Надо сказать, что на стоянке не все расслышали, что идем на озера. В итоге по мере того, как дождь усиливался, Игорь и Иван снимали с себя одежду и раздавали нуждающимся. У следующего водоема ливень припустил ещё пуще, видимость ухудшилась. В борьбе с любопытством я несмело предложила пойти обратно, но полураздетый Игорь был полон решимости выполнить программу и отчаянно повел нас дальше, а Иван подбадривал сомневающихся своими шутками. Когда мы добрались до подножия гор, где под снежными языками располагались еще парочка озер, насквозь промокший инструктор уже без особого энтузиазма сказал: «Вот такие эти озера замечательные, но …, в общем-то, все однообразные и до самых верхних, так и быть, не пойдем». Как вдруг с седой вершины горы мы услышали радостные крики. Там стояли едва заметные люди и махали руками. Игорь тоже замахал и крикнул в ответ. И тут грянул гром, сверкнула молния и посыпался град. Может судьбой было предначертано идти дальше и небеса разгневались? Тем не менее, наша группа радостно побежала вниз. Лично у меня к тому моменту лишь фотоаппарат был спасен, а одежда промокла до нижнего белья и в сапогах хлюпала вода. Трудно объяснить, какое возбуждение мы испытывали, когда вернулись к нашим лошадям и тем двоим, что предусмотрительно на экскурсию не пошли. Ну когда еще приведется идти по скользким камням под дождем и градом, чтобы одним глазом взглянуть на загадочные озера? В мирной городской жизни нам останется только с тоской вспоминать, как закончился адреналин, началась тряска от холода, как грелись водкой, от которой не было эффекта, как счастливы были, переодевшись в сухую одежду, как по дороге в урочище Каракол веселая и хмельная Ольга К. лихо подхлестывала Малыша со словами: «Догоня-я-я-ем!»

После жаркой баньки в Караколе Настя и Ольга Ч. приготовили прощальный банкет, в результате которого неожиданно все запели. Настя пела на бис красивые грустные песни, что-то о любви нежно пела Аня, Таня К. исполнила всего Бутусова и половину Цоя. Все остальные участвовали в концерте в качестве хора. Наши спутанные кони побродили немного по лагерю, послушали, да ушли восвояси. Прощайте, наши дорогие, завтра вы повезете уже других туристов.

Отъезд

Вездеход ГАЗ-66 уверенно шел по земле, по грязи, по камням, по горной речке. Нас бултыхало и тошнило около трех часов. Когда мы выпали из грузовика на турбазе Катунь, то окружающая действительность ворвалась в наш мир чужими звуками автомобилей, настойчивыми запахами парфюмерии, пестрой толпой матрасников, суетой уезжающих групп. Все было чужим и больно воспринималось обостренными чувствами.

В пути автобус пару раз останавливался и мы с трудом просыпались, чтобы пройтись по тридцатиградусной жаре среди загорелых пляжников в поисках ответа лишь на один вопрос: а не приснилось ли нам всё? Иногда встречались такие же, как мы, бродяги. Их легко можно было узнать по обгоревшим лицам и особенному взгляду. Уставшие, голодные, раненые – они были одними из нас.

Когда вечером мы с Настей вышли в Новосибирске, пришлось лезть с рюкзаками через товарный поезд, перегородивший путь домой. Какой-то парень помог нам спрыгнуть со ступенек и с восторгом спросил: «Девчонки, вы автостопом?» Девчонки вяло пытались его разочаровать: «Не-е-е. Мы на автобусе». «На автобусе автостопом!», - не унимался он. «Да ладно, пусть помечтает», - подумали мы.

На следующий день мы с Настей, Ольгой К. и Таней Р. ставили точку, которая упорно принимала вид запятой. Всем хотелось продолжения. Мы уплетали золотой алтайский мёд, пили чай с баданом и надрывали животы, просматривая рабочий материал будущего фильма о целой жизни, уместившейся в нескольких ярких днях. Жизни, после которой мы никогда не станем прежними.

Действительность?
Город. Я плохо играю роль в чужой пьесе. Другие актёры осторожно одергивают: «При чем тут лошади? Опять текст забыла». Сквозь скучные городские декорации вторым слоем просвечивают алтайские горы, туманные перевалы и золотое солнце. Я слышу чавканье коня, жующего траву, шум речки, убегающей под камни, и чей-то голос вдалеке кричит: «По к-о-о-о-ням!» Вдруг в сумке звонит телефон. Я слезаю с Тюльпана и беру в руки трубку. «Мы с Ольгой идем к тебе», - говорит Таня. Скоро наша палатка будет в сборе. Мы случайно оказались в игре под названием «Действительность» и нам нужно прожить до следующего уровня – другого похода, чтобы снова вернуться в настоящую жизнь…