Наталья , Горный Алтай
Решили мы с подругами в отпуске съездить в очередной раз на Горный Алтай, так сказать, приобщиться к природе, да и вообще отдохнуть и набраться положительных эмоций. Меня зовут Наталья, моих подруг зовут Аня и Наталья.
Изначально мы остановились в Здравнице Ая. Пять дней мы только и делали, что загорали, купались на озере Ая, ездили на Бирюзовое озеро и на Айченок. Где-то на третий день такого времяпрепровождения нам стало скучно. Остро чувствовалась нехватка адреналина в крови. Стали приходить такие мысли, что если что-то срочно не придумать, воспоминаний от такого отдыха хватит не надолго. Как-то вечером мы спустились в кафе поужинать и натолкнулись на машину. На нее просто нельзя было не обратить внимание. Собрали эту машину году этак в 55 и нарекли ГАЗ-69, но, видимо, какие-то очень ловкие умельцы воплотили в ее внешнем виде все свои тайные желания. Сейчас перед нами стоял джип-кабриолет, разукрашенный в какой-то неимоверно пятнистый зелено-фиолетовый цвет, руль у него был от Тойоты, а сзади была прикреплена эмблема Мерседеса. За рулем с сигаретой в зубах сидел рыжий взлохмаченный парень. Они настолько гармонировали друг с другом, что казалось, парень вырос за рулем этого автомобиля. Гораздо позже мы узнали, что эту машину он арендовал на лето, а права на вождение получил полгода назад. Мы подошли и познакомились с ним. Парня звали Алексей, и он оказался экскурсоводом, который набирал группу для поездки на Каракольские озера.
Нас не пришлось долго уговаривать, это было то, чего нам не хватало для «полного счастья».
Наше незабываемое приключение началось на следующий день в 6 утра. Когда мы, распинывая друг друга, пытались подняться с постели и проклинали мимолетное желание необыкновенных приключений.
В машине, помимо нас, еще оказалось четверо человек. Две женщины - подруги из Барнаула и молодая пара из Красноярска. Это было начало пути, и мы все были в каком то радостном предвкушении того, что нас ожидало впереди. Машина весело ехала по только что асфальтированной дороге, утро предвещало жаркий день и только ветер напоминал нам о том, что мы едем в открытой машине.
Не доехав до села Элекмонар метров 300, машина встала как вкопанная. Кое-как мы доехали до села. Алексей сказал, что ремонт дело 10 минут. Не буду описывать, как мы проводили время, но поехали дальше мы только через 5 часов. Напоследок автослесарь посочувствовал нам и с уверенностью сказал, что на этой машине мы далеко не уедем. Да уж, хорошее напутствие на долгую дорогу!
Надо сказать, что добраться до Каракольских озер не так-то просто. После села Элекмонар идет 30 км полного бездорожья, а на протяжении всего пути дорогу пересекает одноименная речка Элекмонар. Поэтому нужно проехать через множество мостов и бродов.
Свернув с асфальта на лесную дорогу, мы тут же начали пить водку, и пили каждый раз, как проезжали очередной мост. На очередной колдобине у нашей замечательной машинки отлетел глушитель. К месту стоянки мы подъехали очень громко и весело, а ведь нам предстояло пройти еще более 7 км, из которых 2 км - это дорога вдоль ручья, ведущая к подножью горы, и 5 км - непосредственный подъём. Алексей распределил между всеми рюкзаки с вещами и провизией, и мы двинулись в путь.
Для меня это восхождение оказалось очень тяжелым. Непривычный к таким нагрузкам организм работал на пределе. Казалось, что еще немного, и я не выдержу. Единственное, что меня подстегивало, это сверкающие впереди меня чьи-нибудь пятки. Когда пытаешься не отстать, попадаешь в определенный ритм, тогда-то и открывается второе дыхание.
Восхождение заняло у нашей группы где-то часа 2.5 и мы прибыли к жилищу после захода солнца, то есть в кромешной темноте. Дом, в который нас поселили, был двухэтажным, и, что главное, хорошо протопленным. Недалеко была срублена баня. Из последних сил мы приготовили ужин на костре и сходили в баню. Помню, что с целью экономии в бане не было света. Кайф от мытья я получила, но все думала, как бы мне себя не ошпарить и не присесть на печку вместо лавки. Кто-то после парилки прыгнул в воду, благо баня находится в метре от озера. Я представила, что в воде обитают неизвестные человеку рыбины, обожающие лакомиться распаренными и не совсем трезвыми людьми, поэтому побоялась туда прыгать.
Никогда в жизни я не была на такой высоте, примерно 2000 м над уровнем моря, и тем более не оставалась ночевать. Меня поразило ночное небо в горах. Столько звезд я не видела никогда в жизни. Были видны даже мельчайшие созвездия. Создавалось впечатление, что до звезд можно дотронуться рукой. А воздух…. Он был настолько чист и прозрачен, я удивляюсь, что до сих пор не ввели налог на вдыхание его вдоволь.
Алексей сказал, что весь следующий день мы должны посвятить восхождению на гору Багатаж, что означает в переводе с алтайского «жаба», дойти до замка Духов и спуститься вниз по снегу и мелкому гравию к седьмому озеру. Это самое маленькое озеро, оно отличается от других зеленым цветом и находится оно чуть выше других озер, на высоте 2200 метров. Таким образом, за день нам надо было успеть осмотреть все достопримечательности, спуститься вниз к машине и затемно вернуться на озеро Ая. Сейчас я понимаю, что это было из мира фантастики.
Тем не менее, мы двинулись в путь. Я остановлюсь только на самых ярких впечатлениях этого похода. На протяжении всего похода нам повстречалось несметное количество горных речушек. Вода в них очень чистая и, надо отметить, очень вкусная. Чем выше мы поднимались в гору, тем больше нас окружало снега. Это так чудно, температура воздуха больше 20 градусов, а вокруг лежит снег… Он тоже, кстати, вкусный!
Очень долгим мне показался путь до замка Духов. Это еще из-за того, что мы не нашли тропинки и шли прямо по карликовым березам, которых там целое поле. Сам замок Духов меня особо не впечатлил, я даже считаю, что это посещение было лишним. Сколько же в горах много разных цветов и трав... Оказывается, в конце июня в горах только начинается весна, поэтому в полную силу цвели огоньки и другие весенние цветы. Альпийские луга, да и только.
Кроме флоры, мы увидели и представителей фауны. Тем из нас, у кого хорошее зрение, повезло увидеть вдалеке сарлыка (як), а моя подруга Анька умудрилась даже испугаться. Еще бы, это достаточно крупное животное, около 2 метров в холке и тонной весом, питающееся как раз флорой гор и не спускающееся ниже 2000 метров.
Спускались с горы мы очень весело, по так называемой «сыпухе», а в одном месте пришлось заниматься зимним видом спорта, только без лыж. Большая часть спуска была по снегу, и мы скользили в своей обувке, как профессиональные горнолыжники.
Вернулись на базу мы уже около пяти часов вечера. Уже тогда можно было сказать, что я «без задних ног». Ну, думаю, спускаться с горы, это же не подниматься, а потом в машинку и все, сиди только да по сторонам смотри.
На самом деле получилось не совсем так, как я задумывала, вернее, совсем не так.
Спускались мы вприпрыжку, догоняя друг друга. Пару раз я хорошо свалилась, запнувшись о корни деревьев. Слава богу, отделалась только синяками, но какими! До машины я уже просто доползала в кромешной темноте. Ожидалось, что Леха уже завел машину и ждет нас на всех парах, но картина предстала передо мной немного другая. Леха лежал под машиной и что-то ремонтировал, а остальные лежали рядом на траве и просто молчали. Пытались тронуться с места мы раз пять, наверно, но все безрезультатно. Все-таки это случилось, примерно пол-двенадцатого ночи, мы отъехали на целых 10 километров. Все эти километры я молилась богу и прощалась с жизнью. Каждый мостик, брод, пригорок, вызывавший днем бурю восторга, ночью вызывал у нас только ужас. Мой организм не разу в жизни не выделял столько адреналина. Я сто раз пожалела, что села на переднее сидение. Окончательно встали мы после очередного брода. Сразу всем стало понятно, что с места машина, по крайней мере, этой ночью не сдвинется.
Все пытались толкать машину, но после того, как буквально в двух метрах от нашей стоянки мы увидели два желтых горящих глаза, из машины выходить никто не захотел. Кто-то ляпнул, что это точно волк. После этого стало не только ужасно, но и жутко страшно.
Леха долго молчал, потом сказал, что пока мы карабкались в горы, нам подменили аккумулятор, поставили аккумулятор, от которого разве что можно радио слушать. Еще сказал, что позаботится о нас, и ушел в темноту. Первые полчаса все крепились, даже похихикивали, но потом среди нас начался натуральный кипиш. Я в красках представила, как мы будем ночевать в машине, в тайге, «кишащей волками». Мне подумалось даже на миг, а вдруг Леху уже съели волки или медведи. Он пришел минут через 40, когда в голове была очень естественная мысль: «Как по возможности не выходя из машины, справить малую нужду».
Алексей сказал, что решил вопрос с ночевкой, и повел нас к жилищу. Действительно, освещая путь сотовыми телефонами и зажигалками, мы добрались до какого-то дома. Внутри было натоплено, было много кроватей, но, единственное, не было хозяина.
Оказывается, Леха от безнадеги привел нас в дом, не договорившись об этом с хозяином. Я сразу представила, как мы ложимся спать, а ночью приходит пьяный хозяин с ружьем наперевес и выгоняет нас раздетых и сонных в лес. Кошмар!!!
Все эти интеллигентные люди, с которыми я провела эти два дня, до сих пор молчавшие, не вытерпели и высказали все, что думали. Это, видимо, явилось стимулом к тому, что Леха нашел хозяина, накормил нас ужином и уложил спать.
В 10 часов утра машина стояла под окнами и мы с большими надеждами тронулись в путь. Можно сказать, что до Аи наша команда добралась без приключений, если не считать, что по дороге у нас практически отказали тормоза, а до первой АЗС машина ехала, нюхая бензин.
К сожалению, у меня практически не было времени на адаптацию, после того как я вернулась в Новосибирск. На работу я вышла на следующий день вся в синяках, с больными мышцами, но, в результате моих эмоциональных рассказов, на Караколы захотели практически все мои коллеги.
Да уж хорошее было приключение, мне понравилось. У меня даже промелькнула мысль, что если бы ничего этого не было, не было бы таких ярких воспоминаний, и мне нечего было бы сейчас написать.
Прошел уже целый год, я успела побывать в Таиланде, собираюсь снова в путешествие, а перед глазами стоит тайга, горящие глаза в темноте и, конечно, наша машина, которая фактически и не дала нам скучать. Конечно же, я хочу сказать спасибо Лехе и всем людям, с которыми я провела эти три незабываемых дня.
Если кто-то захотел испытать подобные ощущения, я советую обращаться к Алексею, при условии, конечно, что его машина еще не развалилась, и он не бросил своего, не побоюсь этого слова, опасного ремесла!
С уважением ко всем читающим, Наталья!
20.08.06