Все рассказы

Шавлинские озера

Когда мы прошлым летом собрались идти на Шавлинские озера, планы у нас были наполеоновские. Уезжали в пятницу вечером, а в среду (!) уже планировали вернуться в Энск, так как кое-кто из нашей компании планировал себе еще один поход – на Байкал.

Компания наша подобралась в лучших традициях кинематографа: 3 человека мужеского пола +2 женского…

Итак, субботним утром наш поезд прибыл в Бийск, мы быстренько пересели на маршрутку до Чибита и потянулись долгие и довольно однообразные часы пути, пейзаж за окном менялся, количество наших попутчиков постепенно уменьшалось, а мы все ехали и ехали.

Но вот уже и Чибит, рюкзаки выгружены, размяли ноги, попили водички, пожевали сухарей и… одели рюкзаки. На второй минуте нашего пешего похода возникло острое желание благополучно завершить его. Однако открывающиеся вокруг виды обещали и манили. Через некоторое время открылось второе дыхание. Мы не безнадежны! Мы туристы! Да уж, великая сила самовнушения.

Первая стоянка принесла некоторое облегчение, и завязались первые знакомства с группой из Барнаула.

Следующий день ознаменовался долгим переходом через высокогорное плато Ештыккель, перевал Орой в долину рек Шабага и Шавла, до Шавлинских озер мы все-таки не дошли, хотя наши мальчики рвались в бой и были готовы идти хоть всю ночь. Но мы-то нет! В понедельник утром проснулись, позавтракали, и приняли решение о расформировании нашей компании: два человека (я в их числе) решили дойти до озер и остаться, остальным показалось достаточным просто «увидеть Париж и умереть».

Несколько часов пути, моросящий и как всегда непредсказуемый алтайский дождик и вот впереди уже мелькает Нижне-Шавлинское озеро.

Тут и там разбросаны яркие пятна палаток, капли дождя искрятся на солнце, легкая дымка от костров и ОЗЕРО!

Оно было настолько невероятно красиво, настолько перехватывало дух, что сразу стало ясно: стоило, конечно же, стоило идти в этот поход.

Следующий день был ленив и расслаблен. Мы готовили еду, некоторые (мы стояли рядом с группой из Барнаула) даже купались, к слову сказать, вода в озере настолько ледяная, что даже мыть посуду в ней проблематично, руки замерзают моментально, а тут купаться. Поэтому процесс купания был таков: несколько смельчаков, один из нашей мини-группы, другой из барнаульской, раздевались под восторженно-испуганные возгласы товарищей, и бросались в ледяную воду, несколько метров вперед, несколько метров назад, все купание занимает не больше пары минут. Затем гордые собой, дрожащие от холода, выскакивают на берег - быстрее к костру, растереться полотенцем и выпить водки.

Уходили с Шавлинского озера счастливые. Ничто не сравнится с ощущением, когда утром расстегиваешь палатку, вдыхаешь чистый воздух, слышишь вдалеке голоса, где-то тонкой струйкой поднимается дымок, а перед тобой расстилается изумительной красоты озеро и горы в белых шапках, а до дома тебе так далеко, что кажется, будто ты на краю света…

Шли мы весь день с короткими передышками, по дороге познакомились с группой из Энска, то они нас обгонят, то мы их. Обратно было проще идти, приноровились, рюкзак снимаешь и чего-то прям даже не хватает.

В общем, дошли мы до перевала, ну думаем, еще чуток и сделаем стоянку, а утром будет уже рукой подать до Чибита. Я уже мечтаю о том, что сейчас придем, палаточку поставим, только вот дождь нас намочит, скорее всего, потому как тучи заходят страшные. Не тут-то было, оказывается, по нашим тропам ходят не только туристы, по ним еще, оказывается, и машины ездят.

Правдами-неправдами, объединившись с группой из Энска, мы уговорили водителя нас взять. Правда, он сказал, что будет в Чибите дня через два, но какая нам разница, куда ехать, когда уже нет никаких сил идти.

Ночь. Дождь. Мы едем. Вверх-вниз. В никуда. Вдруг водитель говорит: сейчас мы остановимся у знакомых алтайцев, узнаем, можно ли дальше проехать. Остановились. Водитель ушел, вернулся - все нормально, сейчас накатим и поедем (?!)

Однако поехали все-таки только на следующий день, а ночь провели в поле, всю ночь наша палатка подвергалась внешнему воздействию, сверху ее мочил дождь, снизу пыталась поесть траву пасшаяся рядом лошадь, приходилось периодически стучать по стенке палатки, чтобы она отошла. В общем, ночь была незабываема и следующий день тоже.

Только к вечеру мы добрались до Акташа (это в нескольких километрах от Чибита). Это был первый ветерок, какой–никакой, а все-таки цивилизации.

Если мы сначала еще и подумывали поставить палаточку, развести костерок, приготовить ужин, то после того как мы узнали, что в Акташе есть гостиница, да еще и баня… Мы уже не могли с собой совладать, так сильно захотелось попариться в баньке, поесть местных пельменей (кстати, отвратительных), да просто обычной человеческой, не походной, еды и заснуть на нормальной кровати.

На следующее утро, позавтракав все теми же пельменями, мы вышли на дорогу, и не прошло и 15 минут, как нам удалось поймать попутку до Бийска.

Ехали мы с удобствами, рюкзаки в багажнике, заднее сиденье в «Волге» просторное. Хорошо нам ехалось, в голове роились воспоминания, еще такие близкие и уже такие далекие.

И чем ближе к дому, тем яснее мы понимали, что вернемся на Алтай еще раз, обязательно вернемся.