Несколько километров качественного адреналина - и мы снова на гребне водного счастья...

Все рассказы

Сплав по Урсулу-Катуни

Борушко Светлана , Горный Алтай

День 1. 27 июля 2005 г., среда.

Ранним утром по традиции прибываем поездом Новосибирск-Бийск на ж/д вокзал. С удивлением обнаруживаем, что нас никто не ждет. Глупо озираясь по сторонам, вспоминаю, при мне ли телефоны наших гидов, но тут, наконец, в толчее я замечаю бегущую навстречу Вику и облегченно вздыхаю. Рукопожатия, объятия - и мы снова с клубом "Скат".

До полудня нам пришлось болтаться по окрестностям, ожидая прибытия группы из Москвы. Отправились на экскурсию по уже знакомым местам: рынок, улица Мерлина (да-да, есть такая!). Пополнили запасы батареек, разной мелочи, а я прикупила отличные спортивные очки по сходной цене.

В расчетное время мы встретили москвичей Артема и Юлю, с которыми немедленно обменялись глотками коньяка за знакомство и начало новых приключений. И поехали! Прямо по Чуйскому тракту, к своей мечте. По дороге заехали в кемпинг "Среда обитания" за гидрокостюмами. Самое смешное было - как мы пытались запомнить название кемпинга. Моя память выдавала "Радости жизни". Сергей идентифицировал его как "Условия выживания", а Юра - "Райский сад наслаждений".

Дорога до Онгудая езжена нами не раз, поэтому прежние вопли восхищения природой сменились молчаливым восторгом. Сразу за деревней спускаемся с тракта к Урсулу - точке начала водной части маршрута. На облюбованной нами полянке разбиваем палатки, охотимся друг на друга с фотоаппаратами, готовим ужин, до позднего вечера в свете фонариков собираем катамараны.

В этом маршруте участвовали: "Ника" - 4-местный катамаран, видавший виды ветеран клуба. Экипаж: Вика - правая корма, капитан, бессменный повар; Юра - левый нос, Сергей - правый нос, Света (я) - левая корма, летописец. Надо сказать, что это была самая бедовая команда, без преувеличений :) "Бегемот" - относительно новая "четверка". Свое имя получила, дважды распоров баллоны в одноименном пороге. Экипаж: Алексей - левая корма, адмирал; Артем - левый нос, фото- и видеооператор; Сергей - правый нос, Юля - правая корма, начинающий водник. "Ворон" - двухместный черно-желтый красавчик с соответствующей командой на борту: Женя - капитан, Дима - юнга...

... В нашей палатке проживали: я, Сергей и Юра. Еще со сплава по Оне (Хакасия) широкой общественности стал известен факт откровенного ночного храпа Юры. На протяжении вечера эта тема несколько раз поднималась ехидными замечаниями и подковырками. Юра настаивал на том, что мы с Сергеем просто хотим его опорочить в глазах присутствующих :) И вот настал момент истины - Юра таки захрапел. Тут же с двух сторон в него воткнулись локти. Правда, реакция его была весьма слабой. Серега бубнит в ухо храпуну:
- Юра, повернись на бок.
Ноль эмоций. Тогда ситуацию беру в свои руки я:
- Юра, повернись ко мне, слышишь, - легонько трясу его за плечо.

Странно, но это подействовало. Правда, не совсем так, как мы рассчитывали. Юра широким жестом закидывает руку мне за голову, обнимая медвежьей хваткой.
- Да не в этом смысле!!!
Проснулся Юра уже от нашего с Серегой хохота...

День 2. 28 июля 2005 г., четверг

Утром довольно бодро выскакиваем из палаток. Впереди - напряженный день. Нам предстоит пройти весь Урсул и добраться до базы "с Медведем", где нас ждет непременная баня. Плотный завтрак, сбор лагеря, подкачка баллонов, распределение команды по гребным местам - все организовано четко, без закавык. Непременный инструктаж, короткое напутствие адмирала - и мы уже скользим по мелям Урсула. А вода теплая! И до чего же вкусная! Солнце припекает. Мы делаем остановку у одного из мостов. Артем идет в первый заплыв. Несколько снимков, несколько глотков прохлады - и мы устремляемся к узкому каньону, где начинается серия порогов...

...Машем веслами вперед по несложной шивере.
- Э... А я вот - весло сломал, - заявляет Юра.
- Греби, греби, не время сейчас - перебивает его Вика
- Да я...весло...сломал!
Команда "Ники" начинает ржать. В одной руке Юра держит дюралевую часть весла с лопастью, в другой - таврочку...

Первый порог - Входной - разведываем по левому берегу, до памятника. Ага, уже пошли памятники. Напряженно смотрим с высоты на предстоящее препятствие. Вода стоит довольно низко, поэтому сливы и небольшие валики все экипажи проходят без помарок.

Основное препятствие на Урсуле, да еще в низкую воду - это многочисленные камни в русле. Причем, камни довольно острые. Распороть ими баллон - дело нескольких секунд, поэтому от команд требуется слаженность действий и тонкое чутье капитана. Зацепив на входе левым бортом скалу, стараясь обходить камни (что получалось далеко не всегда, особенно у "Ники"), проходим еще какое-то время. До первых туристов, отдыхающих на берегу. На "Бегемоте" и "Вороне", идущих впереди "Ники", ребята что-то машут, кричат.

- Леска! Леска!

Мы не сразу замечаем натянутую через реку лесу с крючками. Сердитый дядька с берега что-то заорал, но было поздно. "Ника" не долго думая протаранила снасть. Надеюсь, мы не оставили голодными десяток ребятишек :)

А потом была береза.

Мы шли кучно, чтобы не было скучно. А тут она - мель слева, береза справа. Пока "Ника" пропускала замешкавшихся "Бегемота" и "Ворона", ее неумолимо тащило по основной струе - под расческу. Мы отчаянно гребли, но течение было сильнее. Нас развернуло левым бортом к поваленному стволу. Натянутый металлический прут, удерживавший березу у берега, мы заметили в последний момент...

...Сергей ухватился за проволоку, сбив с баллона Вику. Правый борт прошел под березой на спасжилетах. Левый отделался не так легко. Когда я повернулась лицом к березе в надежде отпихаться от нее веслом, я заметила рысью надвигающийся прут и успела только упасть спиной на баллон, спасая свою буйную головушку от импровизированной гильотины. Юра сделал то же самое секундой раньше. И на всей скорости мы влетаем левым баллоном под березу. Весло, которым я хотела отмахиваться, уперлось в ствол и выпрыгнуло, выгнувшись дугой. Левая нога безнадежно оставалась зажатой между березой и баллоном. Побрыкавшись какое-то время, наконец удалось освободиться из жутких тисков. К этому времени Юра тоже избавился от своих оков. Мы взобрались на ствол. По берегу уже бежали на помощь Вика и Сергей. С мели на нас с ужасом таращились ребята из команды. По прошествии пары минут мы успели отдышаться, а к нам уже переправился Леша для проведения спасательных работ. Катамаран по-прежнему оставался под расческой. Общими усилиями его извлекли без потерь. Кроме моего весла, которое уже где-то сплавлялось без своей хозяйки.

Мы бросились на поиски весла, поделив береговую линию между катамаранами. Я корила себя почем зря. Боже, какой позор! Потерять весло! Да еще в самом начале сплава! Вика поддержала меня рассказом о другом утопленном в этом году весле на Урсуле. Но меня это совсем не утешило. Я достаточно поистязала свое эго, когда случилось чудо: Сергей, наш правый носовой, заметил в улове у правого берега мою потерю! Не помню когда я испытывала подобную радость! Больше всего на свете я желала только найти весло! Ну, может быть, я бы обрадовалась больше, если бы мы нашли два весла. Мало ли, теряют же люди весла? :) Но второго весла мы не нашли. Впрочем, одного было вполне достаточно. И тем более кстати, потому что впереди нас ожидали пороги "Волчья яма", "Замок" и "Выходная шивера".

"Волчью яму" еще называют "Черной". В большую воду она действительно является серьезным препятствием. Высокий слив - и буквально через несколько десятков метров вход в порог "Замок" - самый почитаемый на Урсуле. Так что несвоевременный киль в "Яме" чреват автономным походом через "Замок". Но с нами таких ужасов не случилось, мы все удачно проскочили "Яму" и зачалились на перекус перед "Замком". Похватав толстых бутербродов, запив крепким чаем из термосов, отправляемся на разведку.

То, что открылось нашим взорам, нас самих не порадовало. На входе - два камня в русле, между которыми проскочит разве что каяк. У берегов - валуны с сильными прижимами. Бочки, еще бочки, валы, сливы. И на закуску - огромная косая бочара на все русло. Не обойти. Только прыгать. Вика с интересом заметила: "Вот тут киль ну просто обязателен!" Я нервно хихикнула. Киль! О, нет, как я не хочу киля! Я до ужаса боюсь оказаться в водной кипени одна. И еще я боюсь потерять весло. :)

Леша несколько раз проходит вдоль порога, оценивая обстановку. Мы послушными телятами следуем за ним. Наконец, адмирал выносит свое решение: расставляем страховку из двух "морковок" для прохождения "Ворона". Затем обносим "четверки" через входные камни и по очереди стартуем сразу за ними, оставляя на страховке "двойку". Пока суть да дело, Артем настраивает камеру, Юра с Сергеем учатся бросать морковки, что получалось у них отлично, Леша с Женей и посильной помощью остальных членов команды перетаскивают вдоль берега катамараны...

... Артем расположился для съемки прохождения порога "двойкой" в составе Леша - Женя. Из-за сильно заросшего зеленью берега и крутого поворота, мне было видно только несколько последних валиков плюс та самая косая бочка во все русло. Все морковки проверены, оператор готов, мы затаились в ожидании "Ворона". Просмотр порога сверху вызывает благоговейный ужас. Я даже какое-то время боролась с мелким чувством "а не обойти ли это по берегу". Но просмотрев проход "двойки", который был легок и не вызвал ничего, кроме аплодисментов, я утвердилась в том, что пройти все можно, нужно только не думать о страхе, а грести.

Команды "Бегемота" и "Ники" отправились на свой старт. Провести все экипажи взялся адмирал. Вика оставалась на страховке, капитаном "Ворона". Первым пошел "Бегемот". Экипаж "Ники" все 15 минут, которые потребовались для прохождения и возвращения Леши, мелко трясся от возбуждения и - чего там скрывать - страха. Настойчиво врезалось в память викино пророчество о непременном киле в косой бочке. Но Леша вернулся бодрым и спокойным: "Прошли хорошо". Ну вот и ладно, ну вот и славно. Теперь наша очередь пройти хорошо. Проверили каски, жилеты, подтянули шлейки, покрепче вцепились в весла. И пошли! Вернее, сразу сели на камень у берега. Левый баллон забился почти под глыбу, правый же подсыхал на камне. Юра греб по грудь в воде, я - по пояс. Встали намертво. Табань, греби, раскачивай - ничего не помогало. Леша вылез на камень и в позе Чапая наблюдал за происходящим.

- Ну-ка, парни, вылезайте все на камень, а Света пусть табанит.

Вот так номер! Света, с трудом удерживая весло против течения, совершает судорожные движения, а мужская половина экипажа дружно пихает ногами катамаран с камня. И так минут десять. В какой-то момент лодка поддается, и тут я понимаю, что сейчас легко могу соскользнуть вместе с "Никой" в порог одна! По величине моих глаз хлопцы это тоже поняли, резво вскочили в свои шлейки и помчались навстречу бурной воде. По правде сказать, мы на этом камне достаточно выложили сил, которые нам нужны были в пороге. Я опасалась, что мы не выдюжим напора "Замка" и косая бочечка примет нас в свои ледяные объятия. Но! Нас так просто не возьмешь! Мы с блеском прошли все препятствия, лихо крутанувшись на 360 градусов перед самой "косухой" и почти плавно вспорхнули на ее пенную рябь. Оуе! Мы сделали это! Мы прорубили "Замок"! Без килей, что бы там не пророчила нам добрая Вика :)

Но победу трубить еще рано. Отдохнуть после "Замка" нам не пришлось. Началась "Выходная шивера" - сколько-то там километров расколбасной воды с обилием камней и еще одной поваленной березой в русле. И снова "Ника" вылетела далеко вперед.

- Береза!!!! - кричу я, обрывая голосовые связки. А времени на раздумья нет, Урсул набрал бешеную силу, чалиться некуда. Но в очередной раз нам везет - береза перекрыла не все русло, мы удачно проходим мимо, с большим облегчением помахав веслами в нескольких сантиметрах от нее. Черт бы побрал эти березы... А ведь камни в русле тоже никто не отменял. И "Бегемот" основательно садится на один из них. Долго и упорно, раскачивая, табаня и гребя вперед, команда пытается стащить кат...

Ох, и помотала же нас "Выходная шивера"!

- Держитесь, скоро Катунь! - бодрит нас Вика. Но вода не дает слабинки: по-прежнему со всех сторон накатывают большие и малые валы, "Ника" прокладывает путь между камней, мы не снижаем темпа махания веслами.

- Правый, табань! - командует наш капитан.
Правый нос упорно гребет прямо на камень
- Серега, табань! - дублирую я Вику.
Серега не слышит, работает в том же темпе.
- СЕРЕГА, ТАБАНЬ!!! - орем все хором, отталкиваясь от камня веслами.
Тут он словно очнулся:
- А? Что? Кричите громче, не слышно же!
:))

Очень хочется выйти на чистую воду. Но до нее еще грести и грести.

- Вика, Вика, у меня стремя отвязалось - как нельзя кстати кричит Юра, болтая в воздухе ногой. Смех сквозь слезы. Мы чалимся при первой возможности, подвязываем шлейку, идем дальше.

Наконец, скалы расступаются. Изумрудная вода Урсула тугой струей вклинивается в белесые воды Катуни. Мы кричим как сумасшедшие:
- Ура!!! Мы прошли! Мы прошли Урсул!

И уже тише добавляем поклон в сторону устья:
- Ну, спасибо, ну порадовал ты нас, батюшка.

Глоток капитанской клюковки закрепляет нашу победу. До базы "с Медведем" идем в легкой эйфории. Солнце одаривает нас последними лучами, скрываясь за спинами поросших лесом гор.

Радушная хозяйка базы готовит нам баню, пока мы занимаемся обустройством лагеря и ужином. Попутно делится новостями.

- Видали ребят, что напротив устья Урсула стоят лагерем?
- Ага, были там такие.
- Водники тоже.
- Ну, это понятно, у них там катамараны стоят.
- Тоже мне водники, говорю! Шабаш пошли без разведки.
- Как это?! - открываем рот от удивления.
- А они не знали, что это Шабаш.
Тихое изумление повергает нас в шок.
- Всё потеряли: снаряжение, вёсла, продукты, всё - продолжает хозяйка.
- Ну а люди-то? - тихо спрашиваем, боясь услышать страшное.
- А люди ничего, все живы. Приходили сегодня просить какое-никакое ведёрко да что-нибудь из продуктов, чем богаты.
- Ну а всё-таки, что же они, без инструкторов были?
- Да бог их знает. Вроде все с опытом. Только не местные они.

Напарив свои натруженные за день тела, мы располагаемся в павильоне с пивом и напитками покрепче. Артем показывает нам куски из отснятого материала. Мы горячо обсуждаем березу, "Замок" и поднимаем тосты за наших капитанов.

День 3. 29 июля 2005 г., пятница

Солнце заливает нашу лужайку ярким светом. По лагерю носится Ласка - до безобразия общительная лайка, которая еще с вечера порядком успела насолить некоторым ребятам: украла и растрепала пачку сигарет, пыталась занять спальное место в одной из палаток. Досталось от нее и шляпе Артема, и его фляжке, которой Ласка поиграла в футбол. Оставила она автограф и на нашем бортжурнале - отпечаток своих клыков.

Мы нежимся под теплым алтайским солнцем. В траве живет-трещит сотня жирных кузнечиков. В полдень прощаемся с "Медведем" - нас ждет шивера Каянча. Чуть пониже базы в Катунь впадает Сумульта. Мы не можем пройти мимо - набираем питьевой воды, любуемся нефритом ее вод. Получив свою дозу умиротворения, спешим к шивере. Несколько километров качественного адреналина - и мы снова на гребне водного счастья.

На обед останавливаемся в устье Кеме-Чапкына. В прошлом году это место было заполнено десятком команд водников. Сейчас же поляна была абсолютно пуста. С момента нашего старта мы не встретили ни одной группы, идущей по воде, кроме тех бедолаг, что прошли Шабаш без разведки. Мы даже строили догадки о том, что в "цивилизованном" мире за время нашего отсутствия случилось что-то непоправимое: атомная война, глобальное стихийное бедствие или что-то еще.

Основная часть группы под предводительством Алексея отправилась на просмотр петроглифов. Мы с Юрой и Сергеем остались помогать Вике готовить обед. Заодно посетили место нашей прошлой стоянки, попинали шишки и вдоволь поглазели на красивейший ручей Кеме-Чапкын.

До самой остановки у водопада Бертель-Туюк, идем легко, без приключений. Незабвенная Айла сильно обмелела; в русле больше камней, чем воды. А на водопаде состоялось историческое событие: перепродажа юнги с "Ворона" на "Нику". В обмен на пять грязных мисок капитана, которые обязалась помыть Света, то есть я. Ну очень мне хотелось походить на "двойке"! Ну просто уже извертелась вся: как бы мне порулить веслом на пару с капитаном "Ворона" :))) Все оказалось до невозможного просто: подкуп - и ничего личного :) Дима занял мое место. Я покидала свое со смешанными чувствами: с одной стороны, мне нужен был новый опыт, с другой - было жаль расставаться с надежной спиной моего носового. Пересев на "Ворона", сразу поняла, что полноценной гребли у меня не получится, так как катамаран не был укомплектован сиденьями. А грести в туристической посадке (сидя на пятой точке) меня как-то не учили. Проситься обратно было поздно, да и не по-нашему. До устья реки Эдиган я должна была дойти в новом качестве. Надо сказать, что при всех минусах, дошли мы недурно. Прошли пару неплохих шивер и даже одну хар-р-ошую бочку. Ни один капитан при этом не пострадал. :)

Чувствовала я, конечно, что не могу померяться силенками с Женей, но при этом ощущала еще и невероятную свободу действий, и прилив эндорфино-адреналинового коктейля в крови. Упахалась на чалке - думала все, тут-то мне и табличка с именем и светлой памятью. Когда Леша сказал, что место для ночевки неподходящее, я думала, он шутит. Как выяснилось, на воде адмирал шутить не любит. Мой капитан меня жалел - мы шли далеко в хвосте каравана, экономя силы и следя за передвижениями флагмана. В общем, вторая и последняя в этот день чалка была проще - спасибо Жене :)

- Ну как тебе на "двойке", Свет? - интересуется он
- Эх, мне бы сил побольше, я бы только на "двойке" и ходила! - вздыхаю с легкой горечью. - А так - мое место на "четверке", левая корма я по жизни.

(Отмечу также, что капитан не воспользовался своим правом на пять грязных мисок, не смотря на мои честные попытки это его право реализовать).

Мы натянули шатер, расставили палатки и переоделись к ужину. Пошарив по округе, Юра обнаружил эдельвейсы. А говорят, что это редкое растение. Да их тут на каждом шагу, под каждым кустом, можно сказать!

За ближайшей горой раздался мощный грохот электрического разряда. Не прошло и нескольких минут, как нас накрыла гроза. Мы собрались под шатром, в ожидании ужина рассматривая его расписные своды. Из наших прошлогодних записей хорошо виден остался только "Шабаш". Остальное выполоскали реки, выжгло солнце и высушили ветра Алтая. Поэтому-то "Скат" и завел бортжурнал - бережно хранимое доказательство подвигов на воде друзей клуба.

Засиделись мы под дождичком до глубокой ночи. Век бы так коротать вечера.

День 4, 30 июля 2005 г., суббота

Утром снова с нами солнце и синее небо Алтая. Не упускаем случая сделать несколько снимков лагеря. Виды чуточку фантастические. Сегодня нам предстоит пройти Пни, Мини-Пень, Бийку, Еланду и несколько номерных порогов. Все-таки, хорошая погода здорово влияет на дух и настроение водника! Мы отказываемся от гидрокостюмов в пользу брызгозащиты и идем налегке, очень довольные собой.

В устье Эдигана замечаем наконец-то первых рафтеров. Чалимся для забора питьевой воды, заодно краем уха слышим инструктаж. Вспоминается как в далеком 2002-м внимали мы что-то подобное от наших первых инструкторов, давших нам путевку на воду. Дослушав до места "если вас смыло за борт...", разбегаемся по своим катамаранам.

Еще до того, как мы оставили место ночевки, Вика сказала, что разведка Пней будет обязательно. Но потом посовещавшись с Лешей, они решили разведку не проводить, а идти на скорости и умении. Где в это время был капитан "Ворона", я не знаю, но эту ценную информацию он пропустил напрасно, тем более что раньше он Пни не проходил и даже не видел их с моста. Представляю, каково ему было предвкушать "настоящий" порог, выкручиваясь из пастей коварных воронок "входной шиверы" :)) На самом деле входная шивера покачала нас на приличных валах, каждый из которых мог обернуться килем для нерасторопных водников, но это не про нас! :) "Ника" летела на веслах, воронки хватали за баллоны, но мы не давали застать нас врасплох. На мосту был один-единственный зритель, даже обидно! Зато он нам махал. Мы бы и рады ответить тем же, но не время было расслабляться, так что мы заорали что-то очень вежливое в ответ, надеюсь, что зритель расценил это именно так :))

За нами шли ребята на "двойке".

- Чуть-чуть отдохните, скоро будет Второй Пень - говорит Вика - Но из стремян не вылезайте - добавляет она строже, глядя на то, как народ с энтузиазмом начал распрямлять затекшие ноги.

Снова воронки, засасывающие и опасные. Мы крепко налегли на весла, уводя "Нику" от грозящей справа скалы. Бамммм! Это в левый борт врезался "Ворон". Наша четверка резко прыгает к скале, на что команда реагирует крепким словом и угрозами в адрес "двоечников". Их экипаж мужественно борется все с той же воронкой, что и нас закрутила к базальтовой стене. Успешно завершив маневры, встречаемся.

- Ну и что это было? - делаем руки в боки
- А вы че не сказали, что ЭТО БЫЛ ПЕНЬ? - надулся в свою очередь Женька.
- Как не сказали? Ты же знал, что сегодня первый порог - это Пень.
- Но Вика говорила, что будет разведка!
Вика хохочет:
- Да мы уже сто раз все переиграли!
Командир "Ворона" хмурится:
- А я-то думаю что же будет в пороге, если такая колбасня на входной шивере!
Мы сочувственно ржем.

Второй Пень и расположенный чуть ниже Мини-Пень дают поработать рукам на славу. На Бийке же Юра едва не потерял весло - очередная бочка вцепилась в него мертвой хваткой. С нетерпением ждем остановки на обед перед Еландинским порогом.

Еланда любит поливать нас водой, в основном, с неба. Еще не дойдя до места обеденного перекуса, грянул гром. Причем так, что под нами задрожали баллоны. И пошел ливень. Холодный. Работая веслами, разгоняя остывающую кровь, чалимся на левом, диком берегу на обеденный перекус.

А потом и вовсе пошел град. Донеся до рта бутерброд, можно было получить бесплатно три-четыре кубика льда в качестве закуски. Дивились капризам природы, радовались наличию на головах касок. Решили убегать от грозы на веслах. Делали это с большим удовольствием и с немалым успехом. Улизнув от непогоды, кое-кто из команды "Бегемота" расслабился, вылез из шлеек и вообще вел себя праздно, за что чуть не поплатился на одной неизвестной шивере.

Бочка - такое препятствие, которое не всегда видно с воды, а это означает высокий слив и внезапность попадания в его пенный котел. "Ника" по-прежнему шла впереди и по-спортивному резво. Бочку заметили, чуточку помешкав в ней, выгребли на чистую воду и с удовольствием стали наблюдать, как проходят остальные. "Ворон" влетел хорошо, но тоже надолго в ней не задержался. Команда же "Бегемота" искупалась по полной программе. Правый носовой Сергей даже на миг подумал, что они кильнулись - на уровне глаз была только вода, и ничего кроме воды. Побарахтавшись, "Бегемот" перевалился через обратный вал и вынес ошалевшую команду прочь, подальше от бочки.

После "Чемальских ворот" останавливаемся сводить народ на традиционную экскурсию по ГЭС. Мы с Юрой остаемся охранять наш флот. Наблюдаем проход порога двумя "двойками". Греемся на солнышке, блаженствуем.

А чуть повыше, прямо у тропы живет то ли переросток-бурундук, то ли упитанный суслик, которого Леша выманил на кусок белого хлеба. Подоспел Артем с камерой. Животина крошила мякиш, охотно позировала, подпуская фотографа на расстояние трех шагов.

Есть хотелось с каждой минутой все сильнее, а до ужина было еще далеко. Вика предложила нам хлеб и остатки салата, но мы гордо отказались, решив дождаться полноценного горячего ужина. Зато Женя воспринял идею с энтузиазмом. Не беда, что вилки-ложки спрятаны где-то в недрах упакованного груза. А руки на что, а голова, в конце концов? Знаете анекдот про боксера, который в голову еще и ест? Вот-вот, капитан "Ворона" не только ел в голову, он этой самой головой ел! :))) Хорошо, что ширина контейнера это позволяла :))

Долго ли, коротко ли, но мы таки нашли отличное место для ночевки напротив Чемала, на левом берегу Катуни.

Тучи толпились над далекими горными хребтами, красное заходящее солнце придавало им зловещий вид, а сполохи молний укрепляли общее мнение о точном местонахождении Мордора прямо за этими горами :)

Пока готовили ужин, мы сделали несколько звонков родным: все живы-здоровы, да, уже в Чемале, связь отличная.

А потом, в глубокой тьме вдруг послышались странные звуки. Кто-то большой, и не один, окружал лагерь. Не знаю кто как, но я здорово струхнула (учитывая маячивший на горизонте Мордор, наверное) :)) Пугливо светя фонариками в неизвестность, мы рассмеялись, увидев небольшой табун лошадей, проходивший по дороге, рядом с которой мы разбили лагерь. Лошади были стреножены, и поэтому их было жаль.

День 5. 31 июля 2005 г., воскресенье

От Мордора не осталось и следа - с первыми лучами солнца пришел Гэндальф и всех прогнал. А Юля с Артемом убедились, что миф о богатырском юрином храпе - вовсе не миф, а жестокая реальность :))

Денек для нас был коротким - к обеду мы должны дойти до конечной точки маршрута - деревне Аскат. Уже втянувшись в ритм сплавной жизни, мы без труда встаем в половине восьмого-восемь, готовим завтрак, сворачиваем бивак, подкачиваем баллоны и в одиннадцать готовы к труду и обороне. Собственно, на Нижней Катуни в низкую воду довольно скучно, о чем мне неоднократно напомнил Юра, но идти надо - машина ждет. На берегу какой-то деревни нам кричал целый выводок детей. Сначала "привет!", потом "пока!" - сотню раз каждое слово, не меньше. И махали, махали так отчаянно, будто последнему на реке воднику.

Чалимся на берегу кемпинга. Последние снимки на память. Печальный момент - разбор катамаранов. Я торопливо переписываю свои заметки из бортжурнала в блокнот - это те кубики, по которым я восстановила полную версию настоящего Дневника. Адреса, телефоны, e - mail 'ы... Мы уже тоскуем, уже хотим обратно...

Скупые дружеские объятия, всегда неловкие в таких случаях слова - мы прощаемся. Но только до следующего года. До новых приключений.